223 телеканала и 29% медиапотребления: в Алматы рассказали о будущем отечественного телевидения

50

05.09.2025

Казахстанцы продолжают смотреть телевизор в среднем по 174 минуты в день. Об этом сообщили на конференции «Телевидение Казахстана. Новые реалии и возможности», которая прошла 5 сентября в Алматы. Организатор мероприятия — Национальная медиа ассоциация (НМА).

 В работе конференции приняли участие профессионалы медиарынка Казахстана — руководители ведущих телекомпаний, рекламных и исследовательских агентств, международные эксперты, представители Министерства культуры и информации РК, сообщает пресс-служба НМА.

Кемельбек Ойшыбаев, руководитель Национальной медиа ассоциации, подчеркнул, что телевидение остается важным элементом медиасреды страны и должно развиваться в тесной связке с цифровыми платформами. По его словам, именно в синергии традиционного и онлайн-контента кроются новые возможности для казахстанского медиарынка.

Программа конференции включала три ключевых блока. Первым стала презентация аналитического доклада «Телесмотрение в Казахстане. Анализ аудитории за 2024 год», который представила аналитик Фариза Меткенова. Так, согласно исследованию НМА, 99% жителей крупных городов Казахстана хотя бы раз включали телевизор в 2024 году, а 42% делали это ежедневно. Несмотря на рост цифровых платформ, телевидение сохраняет массовый охват и остается ключевой рекламной площадкой.

Сегодня на рынке работают 223 отечественных телеканала. Ведущими жанрами остаются сериалы, фильмы, развлекательные программы и новости. Телевидение занимает почти треть медиапотребления, сохраняя доверие аудитории и внимание рекламодателей.

Во второй части конференции участники обсудили актуальные вопросы медиаотрасли, включая законодательные инициативы. Среди выступающих — Айгуль Мукатаева, директор департамента государственной политики в области СМИ Министерства культуры и информации РК, Гани Жаркинбаев, партнер коммуникационного агентства Mosaic Agency, Валерий Маштаков, генеральный директор компании «МедиаНова» и Анна Тютькова, исполнительный директор Центрально-Азиатской Рекламной Ассоциации (ЦАРА).

«Рекламный рынок является составляющей экономики, поэтому некоторое снижение темпов роста по итогам 1 квартала 2025 года по сравнению с 2024-м (17% после 19%) является достаточно логичным. Несколько тревожит падение ТВ-сегмента в 1 квартале 2025 года на 3%. Впервые с 2020 года мы видим отрицательную динамику. Тогда ТВ-сегмент снизился на 4% на фоне общего падения в минус 5%. И пока могу сказать, что и в 1 полугодии текущего года мы не исключаем вероятность отрицательной динамики по ТВ на фоне общего роста медиарынка не менее 18%. Уже в 1 квартале мы увидели перераспределение доли рекламных затрат с ТВ в Наружную рекламу, в первом полугодии это тенденция сохраняется, значит можно предположить, что это уже не просто сезонный фактор», — поделилась Анна Тютькова.

Она отметила, что если говорить о будущем, то очевидно Интернет-сегмент как минимум сохранит свои лидирующие позиции, наружная реклама также продолжит свой рост за счет дальнейшего развития didgital-направления. Тогда как для ТВ и радио встает вопрос возможности выхода из стагнационных процессов.

«И если изменения медиапотребления и технологических возможностей нам нужно принять как данность и адаптироваться к ним, то к ряду законодательных инициатив, на мой взгляд, должен быть иной подход. Нужно очень тщательно оценивать риски и последствия тех или иных ограничений, ведь они напрямую отражаются на рекламных доходах телеканалов и в целом национальных СМИ, а соответственно, на конкурентоспособности национального медиапространства», — отметила исполнительный директор ЦАРА.

Третьим блоком стала дискуссия о внедрении телеизмерения в сельской местности с учетом международного опыта. С докладами выступили Олег Бородулин, первый заместитель директора TV Media Advertising Agency, Akin Sahin, заместитель управляющего директора TIAK (Турция), Ксения Ачкасова, исполнительный директор АО «Медиаскоп», Александр Емельянов, директор направления ТВ и радио исследований ТОО «K Research Central Asia» и Денис Альховский, руководитель Экспертного совета НМА.

По итогам конференции эксперты признали, что телевидение в Казахстане продолжает меняться, адаптируясь к цифровой среде, при этом сохраняет уникальное преимущество — доверие массовой аудитории.

фото Даша Пушкина