Гани Жаркинбаев и Светлана Жакутова: не нужно все время оборачиваться назад, важнее смотреть вокруг и продолжать двигаться вперед

1906

26.10.2023

Несколько лет назад в одном из исследований привели данные — только трем предприятиям малого бизнеса из ста удается продержаться на рынке дольше трех лет. Что касается стартапов, то 90% из них терпят неудачу в первый год.

Поэтому, когда локальное рекламное агентство, не франшиза, не филиал огромной корпорации, отмечает 15-летие – это заслуживает, как минимум, уважения, а еще желания не только поздравить с такой красивой датой, но и побеседовать со смельчаками, не побоявшимися уйти из найма и основать собственное агентство. 

Сегодня гости TribuneCветлана Жакутова и Гани Жаркинбаев, сооснователи и владельцы агентства Mosaic. В интервью они рассказали, почему решили основать свое агентство, как Mosaic изменился за 15 лет и в каком направлении развивается, и каков их главный девиз. Ответили на вопросы, не было ли мыслей закрыть агентство и расстаться, как делят полномочия и какие изменения ожидают в рекламной индустрии страны. Гани также раскрыл, что мотивирует его на общественную деятельность в индустрии и какую панель будет модерировать на RAF-2023.

Светлана, Гани, поздравляем вас с 15-летием Mosaic. Можете вспомнить, как все начиналось?

Светлана: агентство появилось спустя несколько лет совместной работы в качестве наемных менеджеров. В тот момент на рынке рекламы из full-service агентств активно выделялись в отдельные единицы медиаагентства. Нам хотелось расти и профессионально, и финансово, но наемные сотрудники зачастую ограничены и в принятии каких-то решений, касающихся бизнеса, и в финансовом плане. И все это в какой-то момент это привело к открытию собственного агентства.

Первые проекты и первые клиенты Mosaic, Вы их помните? Если честно, много ли было в начале отказов и как набирали клиентскую базу?

Гани: на момент создания агентства у нас была репутация на рынке, и большинство клиентов начинали сотрудничество, опираясь на уже сложившееся отношение к команде.

Светлана: нас активно поддержали в тот момент БЦК и выигранный тендер RG Brands.

Есть ли клиенты, которые с вами с самого начала? (или кто с вами уже много лет).

Гани: 15 лет – это очень много))). У нас есть опыт сотрудничества с некоторыми клиентами по несколько лет, даже несмотря на то, что мы не являемся сетевым агентством и у клиентов нет ограничений в выборе партнера. Многолетнее сотрудничество складывалось в разные периоды с разными клиентами, начиная от RG Brands и Халык банк, заканчивая «Спортмастер», с которым мы работаем уже 6 лет.

Сколько сейчас работает человек в агентстве? И сколько было в начале?

Гани: сейчас нас 25 человек. А на старте нас было 5 — три партнера, менеджер по продажам и бухгалтер.

Как Mosaic изменился за 15 лет?

Гани: тема трансформации и сейчас крайне актуальна. Если оглянуться назад, то больших сдвигов было несколько. Мы стартовали как чисто медийное агентство, когда Nokia была телефоном номер 1, а размещение в прессе считалось важным и достаточно эффективным каналом. Затем взрывной рост диджитал-маркетинга и его стремительная фрагментация.

Сейчас мы коммуникационное агентство с фокусом на digital и большим вниманием к исследованиям и бренд-стратегиям, и новым для нас направлением креатива.

Что еще хотите попробовать, внедрить?

Гани: мы понимаем и чувствуем потребность рынка и особенно маркетологов в продуктах и решениях, которые позволят максимально обоснованно и эффективно распоряжаться бюджетами или находить решения, не требующие космических затрат. Но основной фокус рынка сосредоточен вне клиентского сегмента и оперирует данными внешней среды: GRP, SoV, SoS, CPC, CPL, CPA и многими другими параметрами рекламных кампаний. Мы видим большой потенциал именно в поле ответственности маркетологов и бренд-менеджеров, которые могут влиять на внутренние показатели бизнеса. В этом направлении мы сейчас разрабатываем решения.

Скажите, а не было за эти годы моментов, когда думали закрыться или расстаться? И чем секрет успешной совместной работы?

Гани: три года назад мы прошли через реструктуризацию бизнеса и изменение состава партнеров. Это был непростой период и, честно скажу, что тогда вопросов было больше, чем ответов. На протяжении всех этих лет и трансформаций мы всегда стремились сохранять, как мне кажется, очень важный посыл — мы, в первую очередь, люди, которые придерживаются определенных принципов: честность, доверие, командность, приверженность общему делу, неравнодушие с опорой на здравый смысл. И тот факт, что сегодня мы говорим про 15-летие, подтверждает верность наших решений и ценностей

Как вы поделили функции?

Светлана: это произошло довольно нативно. Повезло, что каждому из нас нравятся разные вещи в бизнесе агентства. Гани нравится заниматься получением новых проектов, поиском нестандартных решений, креативом, внешними коммуникациями. Мне ближе внутренние коммуникации в коллективе, вопросы персонала и финансовой эффективности, тактические решения в проектах клиентов. Мы вполне можем заменять друг друга по большинству вопросов, но отлично знаем сильные и слабые стороны друг друга и стараемся правильно их использовать.

С позиции сегодняшнего дня какие бы вы дали советы самим себе 15-летней давности? О каких ошибках бы предупредили? Вообще, много шишек было набито за эти годы?

Светлана: конечно, было огромное количество ошибок за это время. Но даже болезненные ситуации или проигрыши — это всегда опыт. Оглядываясь назад, себе лично я бы дала совет — доверять себе. Как показала практика, слушай я свой внутренний голос, некоторых очень важных ошибок удалось бы избежать))))

Какие рекомендации вы можете дать тем, кто только собирается открыть собственное агентство?

Гани: я считаю, что нужно, прежде всего, иметь определенную экспертизу, потому что работа с клиентами и чужим бизнесом – это большая ответственность. Если есть экспертиза, то следующее – это вера в свои силы и драйв, без которого начинать собственное дела точно нельзя.

Как вы считаете, сейчас сложнее создать свое агентство или наоборот, легче?

Гани: рынок маркетинговых услуг очень сильно фрагментирован, и найти свою нишу, я считаю, можно. В последнее время государство сделало много для упрощения открытия бизнеса, так что технически стартовать проще. А вот вырастить это в успешный проект сложнее, но при должном упорстве и правильном выборе своей ниши это, конечно, возможно.

Как изменился рекламный рынок за эти 15 лет?

Светлана: Он не изменился, он стал кардинально другим. Digital и развитие технологий, исследования потребителей и изменения приоритетов, огромное количество других факторов, сделали рекламный рынок очень сложным, многогранным и постоянно меняющимся. Наверное, самое важное — это как раз постоянные изменения на увеличивающейся скорости, и это новая реальность.

Ваше отношение к релокации агентств и специалистов из соседних стран в Казахстан?

Светлана: ну, не новость, что уровень квалификации специалистов из соседних стран часто выше. С одной стороны, мы ощутили определённое увеличение конкуренции за счет релокации агентств. С другой стороны, мы в агентстве получили дополнительный опыт и усиление за счет классных ребят, которые присоединились к команде в последний год.

Какие изменения ждут рекламную индустрию Казахстана, на ваш взгляд?

Гани: Первое, что хочется отметить — нельзя рассматривать наш рынок в отрыве от мирового контекста. Сейчас самая горячая тема – искусственный интеллект и все, что связано с его влиянием на рынок труда. В нашей сфере много прикладных возможностей и я думаю, что именно изменения, связанные с внедрением ИИ, окажут сильнейшее влияние на индустрию.

Второй момент – геополитическая напряженность, которая пересматривает принципы сотрудничества и развития брендов в общемировом масштабе. Оценить этот эффект сейчас крайне затруднительно, но он однозначно окажет влияние на наш рынок.

Что помогает вам не просто держать агентство на плаву, но и развивать, расширять его?

Гани: Сам рынок диктует новые условия и вызовы. Если ты держишь руку на пульсе, всегда в поиске идей и развития, тебе встречаются интересные, неравнодушные люди, это помогает двигаться вперед. Я считаю, не нужно все время оборачиваться назад. Опыт и кейсы, конечно, важны, но важнее смотреть вокруг и продолжать двигаться вперед.

Вопрос к Гани: вы являетесь председателем комитета по мероприятиям ЦАРА и активным участником многих индустриальных событий. Чего больше в этой деятельности для вас – желания делиться знаниями и развивать индустрию или все-таки есть какая-то практическая польза для агентства? А может, что-то другое вас мотивирует делать серьезный вклад в, по сути, общественную деятельность? Где мы увидим вас в программе RAF-2023 на этот раз?

Гани: все вышесказанное имеет место быть. И желание внести вклад в индустрию, и польза для агентства. Мы видим, как меняется ландшафт нашей индустрии и я, конечно, хочу быть частью этих изменений и по мере возможности привносить пользу в этот процесс. И хочется, чтобы одним из результатов было сближение позиций клиентов и агентств, когда каждая из сторон процесса понимает ценность и важность сотрудничества, выстраивая долгосрочные отношения. Это, наверно, одна из неочевидных целей, которую я преследую. Вторая – это объединение медийного и креативного направлений рынка в рамках индустриальных ивентов. Хоть мы и говорим на «разных языках», но делаем одно дело.

Если говорить о ближайшем мероприятии RAF-2023, то панельная дискуссия, которую я буду модерировать, посвящена изменению подходов к коммуникационному планированию и трансформации агентств.

Если не секрет, дружите ли семьями?

Светлана: так получилось, что дружить с женой Гани мы стали раньше, чем началась наша совместная рабочая история. Этой дружбе значительно больше 15-лет, и это очень ценно — наши дети появлялись и росли на глазах друг у друга. Мы вместе проживали значимые события. Я ощущаю огромную поддержку и ценю эти дружеские отношения, которые прошли проверку временем и совместным бизнесом.

— Есть ли у Mosaic девиз?

Светлана: у нас есть миссия, видение, ценности, цели компании — они важные и зафиксированы в специальном документе. Но основной девиз, который у нас работает, это – Здравый смысл (во всем)))).

Саида Сулеева