17.09.2021
В рамках бизнес-конференции Central Asia Fashion прошел семинар на тему «Как пройти очередную перезагрузку казахстанскому ритейлу?». Спикером выступил заместитель председателя правления ОЮЛ «Союз торговых сетей РК» Эльбеги Абдиев.
Союз существует на рынке торговли с 2017 года, однако только на фоне пандемии смог громко о себе заявить. Он объединяет компании розничной торговли в целях развития рынка ритейла в Казахстане. Так, членами СТС являются такие крупные сети, как Technodom, «Magnum Cash&Carry», «A-Store», «Mon Amie», «EVRIKA», Europharma и другие. Суммарно оборот членов ассоциации составляет около 3% ВВП Казахстана.
Сегодня торговля занимает второе место в ВВП Казахстана, несмотря на то, что уровень теневой экономики составляет 34%. Государству следует больше обращать внимание на развитие внутренней торговли, считает Эльбеги Абдиев. По его словам, торговля не была приоритетным направлением в стране, тем не менее, ситуация меняется и пандемия этому доказательство.
При том, что предмет деятельности торговой сети предполагает тесную работу с госорганами и НПП «Атамекен», направленную на улучшение бизнеса, зачастую происходит так, что интересы крупных ритейлеров не учитываются. Как отмечает спикер, у властей сложился стереотип о том, что у крупных компаний больше денег, соответственно поддержку получает малый и средний бизнес. Таким образом, государство дает возможности для небольших предприятий выходить на рынок торговли.
По данным СТС, в 2020 году объем торговли упал на 7,3% и составил 35,5 трлн. тенге, а розничная торговля – 22 571,6 млрд. тенге. В текущем году торговля еще не восстановилась, резюмировал Эльбеги Абдиев.
Также спикер поднял тему маркировки товаров. Ожидается, что к 2025 году все категории товаров будут маркированы. В fashion индустрии уже провели эксперимент. Речь идет о маркировке меховых изделий. При том, что для производителей опыт оказался негативным, с точки зрения государства данная мера показала положительную тенденцию. По данным Министерства торговли и интеграции РК, количество официальных продаж меховых изделий возросло. Отметим, что на данный момент уже запущена маркировка обуви и определена стоимость кода за одну пару.
По имеющейся информации Абдиева, госорганы рассматривают возможность введения обязательной регистрации магазинов-аккаунтов в соцсетях. Когда может быть введено нововведение пока неизвестно. Напомним, что 15 сентября Мажилис принял в первом чтении законопроект, который предусматривает регистрацию филиалов иностранных социальных сетей и мессенджеров в Казахстане, иначе их деятельность может быть ограничена на территории страны. Новые правила могут иметь последствия для розничной торговли через социальные сети, считает спикер.
В завершении семинара Эльбеги Абдиев выделил несколько направлений, куда стоит двигаться ритейлерам в ближайшем будущем:
— Потребительская среда.
«Сейчас рассматривается законопроект в Министерстве торговли по поводу усиления защиты прав потребителей. В прошлом году уже была проделана эта работа со стороны ведомства, и они даже запустили систему рассмотрения обращений жалоб потребителей на поставщиков, ритейлеров и продавцов», — рассказал он.
— Электронная коммерция. В рамках развития e-com будет усилен контроль над сбором персональных данных и деятельностью социальных сетей.
— Изменение каналов коммуникаций. Малый и средний бизнес будет стараться попасть в торговые сети в целях повышения канала продаж. Крупные ритейлеры лучше любой рекламы.
— Укрупнение торговых сетей. Небольшие предприятия начнут объединяться в союзы, наращивая market power. Вместе с этим и возрастут коммуникации с потребителем.
Фото CAF