Агентства и рекламодатели РФ чаще всего сталкиваются с неэтичными тендерами в сфере медиа

277

10.07.2023

Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР, входит в саморегулируемую организацию «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет») провела в апреле этого года исследование на тему неэтичных тендеров, чтобы оценить масштаб их влияния на рекламную индустрию в 2022 году.

В результате опроса стало известно, что больше всего неэтичных тендеров, по мнению респондентов, проводятся в сферах медиа (52%), диджитал медиа (33%) и креатива (33%).

Среди тех, кто сталкивался с неэтичными тендерами, 79% ответили, что неэтичность в тендерной процедуре заключалась в непрозрачной системе критериев выбора победителя или в ее отсутствии. Второй по значимости проблемой (64%) является отказ организатора тендера предоставить проигравшему аргументированный ответ, третьей проблемой (61%) респонденты считают отсутствие какой-либо обратной связи после сдачи предложения.

63% респондентов считают, что неэтичные тендеры проводятся с целью имитации выбора уже заранее известного подрядчика; 41% респондентов предполагают, что главной целью неэтичных тендеров является бесплатный сбор креативных идей, концепций, стратегий и творческих материалов. А 67% опрошенных заявили, что их компания понесла от участия в неэтичных тендерах временной ущерб, а 48% столкнулись с финансовым ущербом. 24% участников исследования считают, что неэтичные тендеры нанесли им имиджевый или репутационный ущерб.

Чтобы предотвратить ущерб от неэтичных тендеров, 64% опрошенных вносили неэтичного участника в черный список, чтобы не работать с ним будущем; 34% респондентов требовало у организаторов неэтичного тендера возместить ущерб без участия третьих лиц; 32% участников исследования пытались договориться с организатором неэтичного тендера о получении части рекламного заказа в виде компенсации, а 9% опрошенных подавали в суд на организатора тендера.

Итог исследования: 20-30% тендеров на рынке – неэтичные, с проблемой неэтичных тендеров сталкивается часто и постоянно 50%-60% респондентов.

Методология исследования была основана на результатах электронного опроса рекламодателей и рекламных агентств методом CAWI с использованием лицензионного программного обеспечения Alchemer. В опросе приняли участие 125 рекламных и коммуникационных агентств, групп и рекламодателей РФ.

Фото АКАР