Эксперты: покупательская способность в стране падает

504

27.03.2024

Казахстанцы стали ходить в магазины чаще, но тратить меньше — такой вывод прозвучал во время прошедшей бизнес-конференции Central Asia Fashion в Алматы. 

На мероприятии эксперты и аналитики обсудили вопрос ценообразования в ритейле, какие факторы влияют на изменение цен и как бизнесу адаптировать свое предложение, чтобы удержать покупателя. Спикеры бизнес-конференции 33-й Международной выставки моды Central Asia Fashion озвучили прогнозы и дали рекомендации предпринимателям. 

В частности, Эльбеги Абдиев, заместитель председателя правления ОЮЛ «Союз торговых сетей РК», отметил, что по результатам 2023 года было достаточно чувствительное падение покупательской способности. Связано это с тем, что в силу инфляции в Казахстане, по результатам прошлого года, снизилась номинальная заработная плата. Падение покупательской способности вызвало, в свою очередь, сокращение ассортимента в торговых сетях. В то же время наблюдается сокращение премиум сегмента – если в 2022 году он составлял в торговых сетях порядка 28%, то в прошлом году – 25%. 

“Наш прогноз на этот год не утешительный: дальнейшее падение премиум рынка продолжится, и в целом мы будем наблюдать общее падение покупательской способности”, – сказал Эльбеги Абдиев. 

Также спикеры обратили внимание, что несмотря на то, что в денежном выражении торговые сети выросли, но в абсолютном было падение на 3,5%. В 2022 году был существенный рост торговых объектов – Magnum открыл порядка 80 магазинов, SMALL – 40-50 магазинов. Однако, прошлый 2023 год, по сути, был стагнацией: торговые сети практически не открывали торговые объекты. 

Предположительно, и в текущем году роста не будет, потому что наблюдается существенное усиление e-commerce и сети активно перепрофилируются, а роль офлайн-продаж падает. Гипермаркеты в обороте падают, но в то же время растут форматы супер, экспрессы и больше всех – Daily – магазины у дома. Потребитель переходит из гиперов в формат экспресс. 

“Восприятие таково, что, если ты едешь в гипермаркет за покупками, то нужно с собой брать от 50 000 до 100 000 тенге в зависимости от количества членов семьи, а в Daily ты зашел, потратил 2 000 – 3 000 тенге, взял самое необходимое и ушёл. Теперь казахстанцы ходят в магазин чаще, но и тратят меньше”, – пояснил Эльбеги Абдиев.

По мнению эксперта, для того, чтобы ритейлу адаптировать свое предложение к сегодняшним реалиям, должны быть изменения в предложениях торговых сетей. Например, в минувшем году был достаточно чувствительный тренд, когда торговые сети начали переключаться на собственные торговые марки (СТМ), в силу того, что они дешевле. Опыт и развитие СТМ говорит о том, что потребители уже не так привязаны к конкретным брендам, они ищут более дешевые. Сейчас в Казахстане у некоторых торговых сетей СТМ доходит до 5%, а в некоторых категориях может занимать до 50%. Прогноз экспертов – всем придется развивать свои СТМ из-за невысокой покупательской способности. 

Также сегодня многие торговые сети начинают активно работать со своим ассортиментом: оставляют в основном только самые ходовые наименования товаров, чтобы экономить на расходах. В некоторых случаях, чтобы обеспечить наиболее низкую стоимость товара, торговые сети ищут варианты, вплоть до сокращения работников. 

“К сожалению, высокая базовая ставка Национального банка не способствует росту современной торговли в Казахстане, потому что одна из основных статей расхода торговых сетей в Казахстане на сегодняшний день, это как раз-таки обслуживание своих кредитов. Торговые сети в Казахстане очень сильно закредитованы. Если в 2019 году ставка вознаграждения варьировалась 10-12%, то сейчас это 18-20% годовых. С такими ставками по кредитам торговые сети в Казахстане развиваться точно не смогут, потому что это нереально, что и показал 2023 год”, – считает эксперт.

В завершении сессии эксперты отметили, что учитывая закредитованность ритейла, три основных направления, в отношении которых надо работать – это ценообразование, работа над расходами, и развитие каналов торговли, в том числе и электронная коммерция.  

Фото: пресс-служба Central Asia Fashion