15.01.2025
Узбекистан зафиксировал значительный сдвиг в структуре автомобильного импорта. Впервые в 2024 году объем ввозимых электромобилей и гибридных автомобилей превысил количество импортируемых бензиновых машин. Примечательно, что средняя стоимость импортных электрокаров снизилась почти втрое.
Согласно данным Таможенного комитета Узбекистана, проанализированным изданием «Газета.uz», в 2024 году в страну было импортировано 80 235 легковых автомобилей на общую сумму 1,9 млрд долларов США. По сравнению с 2023 годом, количество ввезенных автомобилей сократилось на 7% (на 5710 единиц), а их общая стоимость упала на 33,1% (на 632,6 млн долларов).
Из общего числа импортированных автомобилей 32 928 единиц составили бензиновые автомобили. Их импорт сократился на 36,3% по количеству (с 51 699 в 2023 году) и на 40% в денежном выражении (с 1,18 млрд до 707,2 млн долларов). В результате, доля традиционных автомобилей в общем импорте снизилась с 64,4% до 44,2%.
На фоне снижения импорта бензиновых авто, наблюдается значительный рост ввоза экологически чистых транспортных средств. Импорт гибридных автомобилей, сочетающих бензиновый и электрический двигатели, увеличился на 42% – с 12 300 до 17 480 единиц. В стоимостном выражении рост составил 17%, достигнув 339,3 млн долларов. Доля гибридов в общем импорте выросла с 15,3% до 23,4%.
Импорт электромобилей также продемонстрировал впечатляющий рост, увеличившись в 1,5 раза – с 16 084 до 24 095 единиц. При этом, в денежном выражении стоимость импорта электромобилей сократилась на 48,2% – до 224,8 млн долларов. Доля электромобилей в общем импорте увеличилась с 20% до 32,3%.
Средняя цена импортируемого электромобиля снизилась почти в три раза – с 26 972 до 9 330 долларов США (цена до вычета НДС и таможенных сборов). Средняя стоимость гибридных автомобилей уменьшилась на 17,6% – с 23 570 до 19 410 долларов, а автомобилей с двигателями внутреннего сгорания – на 6% – с 22 858 до 21 476 долларов.
Таким образом, суммарная доля гибридных и электромобилей (55,8%) впервые превзошла долю бензиновых автомобилей (44,2%), а в абсолютном выражении составила 33 564 против 32 928 единиц.
Факторы, стимулирующие переход на электромобили
Правительство Узбекистана активно способствует импорту электромобилей, предоставляя ряд льгот. Импорт электромобилей освобожден от акцизов, таможенных пошлин и автомобильных сборов. Таксисты, использующие электромобили или гибриды, освобождены от платы за лицензию до 2030 года. С начала 2023 года предприниматели также получают льготы за установку зарядных станций.
Кроме того, регистрация электромобилей и гибридов (1,5 БРВ, или 562,5 тысячи сумов) обходится дешевле, чем регистрация бензиновых автомобилей (6,84 БРВ, или 2,565 млн сумов).
Проблемы с газовыми заправками и высокая стоимость бензина также стимулируют водителей переходить на электромобили, делая их более привлекательной альтернативой.
Фото: Pixabay.com