Google и Facebook получили гигантские оборотные штрафы в России

268

21.01.2022

IT-гиганты Google и Facebook получили рекордные штрафы на общую сумму более 9 млрд рублей (около 120 млн долларов США) после того, как российские власти ввели в оборот новую оценку доходов обеих компаний, пишет adpass.ru.

Наказание в виде оборотных штрафов за не удаление запрещенного контента применяется в России впервые. Ранее обе компании обвинялись в том, что не удалили размещенную на их ресурсах информацию, признанную запрещенной в РФ.

Так, из постановлений суда следует, что годовая выручка двух интернет-гигантов в стране составила 184 млрд рублей. Для сравнения — Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) оценивает весь российский рынок интернет-рекламы в 2020 году в 253 млрд рублей. Участники и эксперты рекламного рынка называют судебные оценки завышенными и сомневаются, что будут учитывать их в своих расчетах.

Доходы интернет-гигантов, из которых суд исходил при расчете штрафов, заметно превышают цифры, которыми до сих пор оперировали на российском рекламном рынке.

В АКАР и IAB Russia заявили, что не станут пересматривать оценки рынка интернет-рекламы, исходя из обнародованных в ходе судебных разбирательств показателей выручки Google и Facebook.

«Мы пока не понимаем, что за цифры фигурируют в решении судов по оборотным штрафам в отношении этих компаний», — заявил глава комиссии экспертов АКАР Сергей Веселов.

По мнению президента Ассоциации развития интерактивной рекламы IAB Russia Бориса Омельницкого, поскольку официальных цифр по выручке соцсетей Facebook и Instagram в России не публиковалось, то оценка проводится на основании сведений, предоставляемых экспертами, «чаще всего по сплитам бюджетов».

«Говорить о переоценке рекламного рынка в связи с этими данными вряд ли стоит. В вопросе оборотных штрафов наши законодатели и исполнители законов зачастую называют поразительные цифры», — заявил сооснователь компании Segmento, профессор Высшей школы экономики Роман Нестер.

Он уверен, что проверяющие специально включили в рекламные доходы Google выручку от облачных сервисов, например Google Play «исключительно с целью выписать более значимый штраф».

Директор по закупкам и планированию рекламы в цифровой среде OMD OM Group Ирина Гущина уверена, что текущие оценки рынка интернет-рекламы в достаточной мере отражают общий объем инвестиций и не видит «необходимости в их пересмотре за прошлые периоды». Однако, по ее мнению, появившаяся информация в дальнейшем делает возможным пересмотр долей основных игроков.

Участников рекламного рынка вполне устраивают существующие оценки интернет-сегмента. «Рынок по всем сегментам оценен экспертами достаточно точно и необходимости в пересчете нет», — уверена Елена Клименко, директор по инновациям Publicis Groupe Russia.

Сведения ФНС требуют уточнения, так как неизвестно, сколько в структуре выручки Google и Facebook приходится на платежи за рекламу для российской аудитории, указал Борис Омельницкий. Он отмечает, что сегодня неизвестно, какую часть в опубликованных цифрах занимают платежи за приложения и контент Google Play, какую — за подписки на сервисы и за рекламу на зарубежную аудиторию, покупаемую российскими рекламодателями.

Фото martech.org