Новые реалии ритейла в Казахстане

1232

01.09.2022

На 30-й международной бизнес-конференции Central Asia Fashion заместитель председателя правления ОЮЛ «Союз торговых сетей РК» Эльбеги Абдиев рассказал об экстремальной перезагрузке большого ритейла в Казахстане, сообщает пресс-служба CAF.

В своем выступлении эксперт дал оценку новым реалиям большой розницы и правилам формирования измененной ритейл-среды в Казахстане, поделился мнением о том, как «лечить» платежно-логистический коллапс в стране и представил сценарий развития большого ритейла на рынке Казахстана глазами государства и бизнеса.

Отсутствие ассортимента и СТМ

По мнению Эльбеги Абдиева, сейчас основными факторами риска становятся геополитическая ситуация, инфляция, нехватка кадров, снижение доходов, сбой и изменения в цепочках поставок. Более того, глобальным брендам не выгодно развивать производство в Казахстане.

«Создавать производство в Казахстане и развивать его глобальным брендам не выгодно. Единственный выход, который у нас на сегодняшний день остается — закупать товары с других рынков. Все это нужно обязательно согласовывать с глобальными брендами, потому что они делят свои рынки на несколько кластеров: Центральная Азия, Россия, Ближний Восток, Африка, Европа, Америка и прочие. Все они очень следят за перетоком товаров с одного рынка на другой», — отмечает спикер бизнес-конференции CAF.

В качестве решения проблемы с ассортиментом эксперт озвучил появление в торговых сетях собственных торговых марок (СТМ), однако, пока у казахстанского потребителя сохраняется высокая привязанность к брендам, а практика СТМ внедряется медленно.

Промо-зависимость покупателей

В то же время наблюдается изменение предпочтений покупателей.

«Мы видим двоякую ситуацию. В связи с тем, что падает ассортимент продукции, также возрастает дефицит товаров, соответственно, многие поставщики меньше инвестируют в развитие своих брендов. И, как результат, имеем снижение акционных товаров. При этом со стороны потребителей, наоборот, наблюдается рост спроса на акционные товары. К сожалению, способность потребителей к покупке товара на сегодняшний день падает. Если ранее мы наблюдали, что потребители просто шли в торговую сеть по привычке,  то сейчас они сначала проверяют информацию по акциям и только после этого делают выбор», — добавил Эльбеги Абдиев.

Ценовые прогнозы

Цены на полке постоянно растут в связи с инфляцией, изменением стоимости сырья и курсом валют. В сентябре-октябре 2022 года казахстанцы почувствуют новый рост цен, считает эксперт.

Что нужно делать для развития  ритейла?

В качестве поддержки и развития ритейла спикер бизнес-конференции CAF, Эльбеги Абдиев видит только одно решение.

«Развитие современных форматов, включение торговли в перечень для реализации инвест-проектов. Мы видим, что единственный выход для развития малого и среднего бизнеса, отечественного производства — это дополнительное регулирование их деятельности. Сейчас, например, действует мораторий по поводу государственных проверок для МСБ. Рассматривается вопрос по продлению этого моратория» — заключил он.

Фото CAF