Питание для нации: что едят и пьют казахстанцы?

247

01.12.2023

По данным Евромонитор, в Казахстане в 2022 году было продано свыше 764 млн литров алкогольных и свыше 3 млрд литров безалкогольных напитков, 2,9 млн тонн различных фасованных продуктов питания, около 3,2 млн тонн свежих овощей и фруктов (из которых 2,2 млн тонн пришлись на картофель).

Тенденция на укрепление здоровья, которая стала особенно актуальной после пандемии коронавируса, привела к тому, что рацион казахстанцев расширяется в пользу свежих фруктов и овощей – на 11% у овощей и на 7,5% у фруктов. В «пятерку» самых популярных фруктов и ягод в 2022 году вошли: яблоки – 85,6 тыс. тонн, бананы – 32 тыс. тонн, груши и айва – 30 тыс. тонн, клюква, голубика, черника – 28 тыс. тонн, апельсины и мандарины – 23,4 тыс. тонн.

Во время пандемии многие сократили потребление сахара, выяснили эксперты Euromonitor. Однако, как только социальные ограничения были сняты, диетические соображения исчезли. Хлебобулочные и кондитерские изделия уверенно лидируют по количеству калорий и сахара, потребляемых на душу населения в день. «В потреблении продуктов питания и напитков главным решающим фактором остается вкус, поэтому кондитерские изделия, печенье, закусочные батончики и хлебобулочные изделия не теряют популярность», – говорится в исследовании.

Аналитики Евромонитор ожидают также дальнейшего роста продаж сахара, мёда и сиропов. Эти ингредиенты широко используются в приготовлении домашней выпечки, варенья, консервов, лимонадов.

Также большая категория продуктов, из которых потребляется сахар – это безалкогольные напитки. Среди них на первой строчке – сахаросодержащие напитки типа «кола» (26% от продаж всех безалкогольных напитков), на второй – другие виды газированных сахаросодержащих напитков (18%). Готовый к употреблению чай составляет 10% рынка безалкогольных напитков, бутилированная вода — 22%.

Однако, и в этой категории наблюдаются «ЗОЖные» веяния. Например, люди стали чаще отдавать предпочтение ароматизированной бутилированной воде. Осведомленность потребителей в плане здоровья растет, и спрос на более здоровые альтернативы напитков и перекусов тоже будет увеличиваться.

Среди алкогольных напитков 84% продаж приходится на пиво, 10% — на вино, 5% — на водку, и оставшаяся небольшая доля – на готовые коктейли, ликёры и крепкий алкоголь. Примечательно, что по данным Евромонитор, продажи алкоголя в 2022 году сократились по сравнению с предыдущим годом на 4%, то есть примерно на 32 млн литров.

Также, эксперты агентства отмечают, что повышенное внимание правительства к проблеме ожирения в Казахстане дало свои плоды. По данным ВОЗ, если в 2016 году количество людей с этой проблемой составляло 33%, то к 2022-му снизилось до 24% не только благодаря стремлению населения к ЗОЖ, но и внедрению национальных стандартов питания.

Международное агентство рыночных исследований Euromonitor International провело исследование структуры питания в Казахстане в ноябре 2022 — марте 2023 года.  Его ценность, в числе прочего, заключается в том, что на рынке не хватает данных о питании, и отсутствует заслуживающая доверия статистика о потреблении калорий и сахара, отметили аналитики.

Euromonitor International изучил данные о питательной ценности продуктов и напитков в различных каналах розничных продаж в Казахстане и рассчитал общее розничное и суточное потребление на душу населения по категориям продуктов. Стоит отметить, что  исследование фокусировалось в основном на фасованных продуктах питания. В него не вошли яйца, свежие мясо, рыба и морепродукты, а также орехи, бобовые и детское питание (молочные продукты).

Фото: pixabay.com