RAF-2021: Как меняется потребительское поведение в Казахстане

934

25.11.2021

На открывшемся сегодня региональном рекламном форуме (RAF) первая панель была посвящена теме «Потребительское поведение в РК: изменения и тренды».

Открыл ее эксперт по финансово-экономическим вопросам Расул Рысмамбетов. Он дал экономическое обозрение ситуации в Казахстане и странах Центральной Азии, отметив, что «ситуация в экономике комичная, но для телерекламы был год хороший».

Эксперт предупредил, что 2022-й год будет сложным в экономическом плане, ожидается повышенная инфляция, продуктовая корзина будет упрощаться, произойдет снижение уровня реальных доходов населения.

Расул Рысмамбетов также привел данные о том, как росла средняя зарплата в Казахстане, назвал ведущие отрасли корпоративного сектора и рассказал кто зарабатывает на бедных, а кто на богатых.

Мадина Сейсенгалиева, коммерческий директор NielsenIQ Kazakhstan, посвятила свое выступление тому «Как изменился потребительский рынок: тoп-категории, retail».

Она также признала, что люди вынуждены менять свою потребительскую корзину, 81% покупателей перешел в режим экономики, 52% — покупают только самое необходимое. Население старается делать покупки в супер-гипермаркетах и магазинах у дома. Отметила, что большинство каналов fmcg растет только за счет увеличения цены, исключение составляет лишь категория «напитки».

Александр Рузанов, основатель и президент BRIF Research Group, подробно осветил тему «Потребительские инсайты: временные и долгосрочные изменения». Он особо отметил, что исследования должны стать постоянной функцией бизнеса и в наше не простое время всем нужна эмпатия.

Также в своем выступлении он констатировал, что денег у населения становится все меньше, покупки – все более экономными, а требования к брендам – выше. Заметил, что у людей появилось желание лучше управлять своими деньгами, они стали больше внимания уделять своему здоровью. При этом, соцсети все больше и больше становятся матрицей, куда перемещается наша жизнь.

Татьяна Старцева, генеральный директор, KANTAR (TNS Central Asia) рассказала про последние изменения и тренды в медиа-потреблении.

Она отметила, что около 60% людей смотрят ТВ ежедневно, 28% — смотрят видео в диджитале. Охват сегмента «Радио» составляет 21%, включая онлайн и офлайн. Люди, которые слушают радио, посвящают этому около 2 часов, а самые печальные новости у прессы, чей сегмент неуклонно падает. Читают прессу, в среднем, один час, основная аудитория – старшее поколение. Зато потребление интернета составляет 80% и на него тратится ежедневно 4 часа.

 При этом, по словам Татьяны Старцевой, интернет охват уже не растет. Она также привела подробные данные по интернет-просмотрам, что чаще всего смотрят, какие ресурсы и приложения и через какие устройства. И констатировала, что самый потребляемый формат для всех поколений – это ТВ и видео.

О новом виде исследований рассказала Кристина Обогрелова, генеральный директор Gradus Research Company.

Она отметила, что опрос идет через мобильные устройства и его результат можно получить уже через 48 часов. Сейчас у Gradus в Казахстане около 2000 респондентов в 6 городах. Аудитория будет расширяться и количественно, и географически.

Модератором панели выступил Ильмурад Джумаев, генеральный директор VI Kazakhstan.

Более подробную информацию о выступлениях спикеров первой панели Tribune опубликует в ближайшее время.

Напомним, что проведение RAF-2021 стало возможным благодаря усилиям не только организатора – Центрально-Азиатской рекламной ассоциации, но и  при поддержке партнеров: АО «Кселл», холдинга Publicis Groupe Kazakhstan, компании TV Media Advertising Agency, медиасервиса Megogo и Fortе.

Информационную поддержку Форуму оказывают 11 СМИ: издание о рекламе и маркетинге Tribune.kz, медиаресурс Caravan.kz, телеканал Almaty TV, центр деловой информации Kapital.kz, 365info, телеканал КТК, информационный̆ портал Optimism.kz, ИА Inbusiness.kz, AdIndex Asia, сайт NewReporter, Comode.kz и Ассоциация рекламных специалистов Казахстана (АРСК).