20.06.2025
Социальные сети впервые обогнали телевидение в качестве основного источника новостей для американцев. Согласно глобальному исследованию Института изучения журналистики Reuters, 54% жителей США получают новости из социальных сетей, в то время как на телеканалы приходится 50%. Анализ подтверждает быстрый рост влияния «новостных инфлюенсеров», передает The Guardian.
Исследование, в ходе которого было опрошено почти 100 тысяч потребителей новостей по всему миру, выявило ускоряющийся глобальный переход к социальным сетям и видеоплатформам. Это приводит к снижению влияния традиционных новостных организаций, поскольку все больше людей обращаются к подкастерам, ютуберам и тиктокерам.
Авторы отчета предупреждают, что такая тенденция позволяет политикам обходить традиционные СМИ, работая с новыми онлайн-сетями.
Ярким примером стал подкастер Джо Роган, новости или комментарии которого в течение недели после инаугурации президента увидели 22% опрошенных в США. Лидеры мнений на YouTube, в Instagram и TikTok также набирают большую аудиторию в Индии, Бразилии и Индонезии.
Ник Ньюман, автор исследования, подчеркнул, что политики все чаще выбирают беседы с блогерами вместо интервью традиционным журналистам, так как это позволяет контролировать ход разговора и избегать острых вопросов.
Такой формат дает политикам возможность распространять выгодную для себя информацию через «дружественные» каналы — инфлюенсеров, подкастеров и блогеров. Традиционные СМИ же, как правило, требуют больше ответов и критического анализа, чего популисты хотят избежать.
Сегодня шесть онлайн-платформ доставляют новости более чем 10% опрошенных в мире, хотя десять лет назад их было всего две. Лидируют Facebook (36%) и YouTube (30%), за ними следуют Instagram, WhatsApp, TikTok и X.
В исследовании указано, что люди не просто получают новости в соцсетях, а именно смотрят их. Ежедневное потребление новостных онлайн-видео в США выросло с 55% в 2021 году до 72% в 2025 году. В основном это происходит в приложениях соцсетей, большая часть пользователей которых молодёжь.
Вместе с тем растут и опасения по поводу дезинформации. В целом 58% респондентов обеспокоены своей способностью отличать правду от вымысла в интернете. Этот показатель достигает 73% в США и странах Африки.
Продолжает расти и феномен «избегания новостей». Четыре из десяти человек в мире заявили, что часто или иногда избегают новостей из-за чувства подавленности. В Великобритании зафиксирован один из самых высоких показателей в 46%.
На горизонте появляется новый вызов: молодые люди начинают использовать для получения новостей чат-ботов с искусственным интеллектом, таких как ChatGPT. Это создает серьезный риск для новостных компаний, так как пользователи могут получать информацию, не переходя на сайт первоисточника.
Фото: pixabay.com