Шерали Джурабаев: большую роль в развитии индустрии сыграют технологические инновации

3162

20.12.2023

Сегодня гость Tribune Шерали Джурабаев, региональный управляющий директор Sky CA/Tajikistan. Он рассказал о состоянии рынка рекламы Таджикистана сейчас и как будет развиваться индустрия в ближайшие годы. Подробно сообщил о том, как прошел первый форум «Marketing 2023», сколько спикеров и участников он привлек. А также ответил на наши традиционные вопросы о том, как попал в мир рекламы, чем любит заниматься с свободное время и какое качество ему помогает в жизни и работе.

— Шерали, во сколько оценивается рекламный рынок Таджикистана? И какие каналы коммуникаций наиболее востребованы – Интернет, ТВ, диджитал, наружная реклама, радио или пресса?

— В период с январь по октябрь 2023 года общий объем инвестиций составил 131 442 649 сомони (около 12 млн долларов), это на 31% больше по сравнению с аналогичном периодом 2022 года.

Основной рост инвестиции идет за счет увеличения рекламы текущих клиентов. Новых клиентов практически нет.

Самым востребованным носителем является ТВ, доля инвестиции на уровне 53%, второе место занимает Радио с долей 20%, на третьем месте — digital с 14%.

ТОП-20 рекламодателей составляет 48% всего рынка рекламы в Таджикистане. 17 рекламодателей из ТОП-20 — национальные компании.

По оценке, до конца года общий объем инвестиции может составить 157 млн сомони (около 14,5 млн долларов).

— Насколько рекламный рынок Таджикистана изменился за последние два года?

— Никак. Рынок стагнирует уже несколько лет. Есть прирост, но он обусловлен ростом экономики. Нет роста в числе медиаплощадок. ТВ каналы ограничивают выдачей лицензии. Радиостанции экономически не выгодны. Переход наружной рекламы в DOOH так же стопорится из-за низкой стоимости рекламы. Digital растет за счет зарубежных площадок и программатиков.

— Знаю, что у вас разработана Дорожная карта по развитию рекламно-медийной отрасли на 2022-2025 года. Можете чуть подробнее рассказать, какие шаги в ней прописаны?

— Главными пунктами в дорожной карте стали модернизация рекламного законодательства и создание Индустриального Комитета как коллаборативного органа регулирования в области рекламы.

— В Казахстан релоцировалось немало специалистов и целые компании после февраля 2022-го. Появились ли на вашем рынке новые специалисты и агентства? И ваше отношение к этому процессу?

— Очевидно, что из-за отсталости сферы и низких зарплат приезжие специалисты не задержались и предпочли Казахстан и Узбекистан.

Но мы видим появление новых локальных агентств. Это обусловлено высоким спросом на маркетинговые услуги со стороны растущей экономики. К сожалению, экспертизы в таких проектах пока мало, что, в свою очередь, подрывает авторитет индустрии маркетинга и маркома в целом.

— Самые громкие рекламные кампании Таджикистана 2023 года?

— Сложно выделить. Отраслевые конкурсы пока не проводятся, а компании не делятся коммерческой информацией. Поэтому объективно оценить эффективность кампании не представляется возможным.

— В ноябре в Душанбе впервые прошел форум “Marketing 2023”. Можете рассказать о его итогах?

— Форум «Marketing 2023» восхитительно прошел 18 ноября 2023 года. На мероприятие были приглашены 24 выдающихся спикера из стран СНГ, а также 120 представителей различных отраслей бизнеса. Наш первоначальный прогноз по посещаемости составлял 300 гостей, но мы были приятно удивлены — мероприятие посетили около 500 участников.

В течение дня прошло 14 захватывающих презентаций, охватывающих широкий спектр тем: Digital, PR, Branding, ATL, стратегии, искусственный интеллект. Кроме того, проведено 6 мастер-классов, посвященных темам искусственного интеллекта в маркетинге, эффективному планированию маркетинговых кампаний в наружной рекламе и другим ключевым аспектам.

Каждый мастер-класс привлек полный зал участников. Дополнительно были организованы две панельные дискуссии на темы «Что дальше в индустрии» и «Проблемы и решения». Помимо этого, мы предоставили подкаст, где спикеры отвечали на вопросы онлайн.

Событие предоставило насыщенную программу на весь день, не предоставив участникам ни минуты паузы.

— Ваш прогноз развития рекламной индустрии в Таджикистане на ближайшие годы? Какие направления будут развиваться активнее всего?

— Рост будет однозначно. Надеемся, что он произойдет благодаря реформам, а не в результате революций.

ТВ по-прежнему самый простой способ построить охваты. Большой размер семей способствует его эффективному построению. Ожидаем значительного роста цен на рекламу и появление новых централизованных мультиплексов.

Digital — естественных рост проникновения интернета и молодое население сделают этот канал коммуникаций основным. С ростом присутствия брендов ожидаемо вырастут цены на рекламу в интернете.

Наружная реклама будет оцифрована.

Большую роль в развитии индустрии сыграют технологические инновации. Мы начинаем позже, и у нас перед глазами есть примеры более развитых рынков. Это позволит нам перескакивать через ступеньки в развитии индустрии.

— И можете в конце нашей беседы немного рассказать о себе – как вы пришли в мир рекламы, где учились и работали?

 — Как и многие в мое время, я оказался в маркетинге совершенно случайно: во время академического отпуска в Мединституте буквально от «нечего делать» поступил в одну из первых бизнес-школы в РФ и получил диплом специалиста в маркетинговых коммуникациях. Кто бы знал, что это станет моей специальностью в начале 2000-х.

Начинал как частных предприниматель. Сегодня, наверное, меня можно было бы считать стартапером. В 2002 начал работать в рекламном отделе в медиахолдинге. По мере роста рынка появилась необходимость в рекламных сервисах, и я увидел возможность. С 2005 года полностью в рекламной индустрии. В связи с особенностью рынка я умею практически все в рекламе: от исследований до креатива. Наличие формального маркетингового образования сильно помогает оставаться актуальным. Правда, приходиться тратить много времени на то, чтобы оставаться в рамках современного маркетинга. Наша индустрия быстро меняется, и, если не прикладывать усилия, вы рискуете быстро отстать. С другой стороны, накопленный опыт позволяет быстрее находить правильные решения.    

— Чему любите посвящать свободное время?

— Приветствую развитие человека в любой форме: интеллектуальной, физической, эмоциональной. Поэтому предпочитаю инвестировать свободное время в спорт, обучение и развитие себя как личности. Понимаю, что это может прозвучать странно для человек в 49, но искренне верю в развитие человека без ограничений и отговорок.

— И какие качества вам помогают в жизни и работе? Если возможно, поделитесь своей главной профессиональной мечтой.

— Любопытство. Главный двигатель любого прогресса — это стремление узнать, что будет дальше/если/когда …

Как-то с мечтами у меня не очень. Есть цели и их достижение — вопрос времени и приоритетов. А мечтать перестал лет 20 назад.

Саида Сулеева