13.10.2022
Сегодня, 13 октября, в Алматы на площадке НПП «Атамекен» прошла пресс-конференция, посвященная вопросам введения акциза на сахаросодержащие напитки и добровольной инициативы индустрии по снижению уровня сахара в сахаросодержащих напитках.
На мероприятии Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков РК представила результаты исследования, проведенного в этом году агентством маркетинговых решений «JD EXPERT» в 14 областях и 3 городах республиканского значения.
Так, исследование показало, что 99% респондентов отметили увеличение стоимости стандартной покупки продуктов в месяц относительно 2-3 лет назад. Причем 40% участников исследования сообщили, что стоимость продуктов выросла в 2 раза и более. Многие респонденты отметили, что стали значительно реже покупать такие продукты, как торты, напитки, печенье и т.д.
Ассоциация считает, что введение акциза на сахаросодержащие напитки станет тяжелым ударом для бизнеса, при том, что положительного эффекта на здоровье нации данная мера не окажет.
Влияние сахаросодержащих напитков на здоровье населения Казахстана минимально, так как потребление таких напитков в несколько раз ниже, чем в странах с высоким уровнем их потребления. Исследования, проведенные в различных странах, показывают, что сахаросодержащие напитки составляют всего 2-4% от общего количества калорий, которые получает организм человека. К ожирению ведет целый комплекс факторов — неправильное питание, избыточное потребление соли, сахара и жиров, сидячий образ жизни, наследственные факторы и т.д. Поэтому уменьшение употребления только сахаросодержащих напитков не приведет к успеху в борьбе с ожирением. Вклад безалкогольных напитков в калорийность рациона казахстанцев не превышает 2%.
«В нынешних тяжелых экономических условиях члены Ассоциации предлагают не накладывать на производителей и население дополнительный акцизный налог на напитки. Цены на продукты питания, напитки и так повышаются из-за роста цен на сырье, около 70% которого – импортное, усложнения логистические цепочки и роста курса доллара и евро. Если государство хочет поддержать отечественное производство напитков, а также сахарную отрасль, где в ближайшее время планируется построить еще один завод и полностью обеспечивать страну местным сахаром, то мы предлагаем решить вопрос путем саморегулирования отрасли», — отметила президент Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК Алия Мамытбаева.
Напомним, что 12 октября 2021 года был утвержден нацпроект «Здоровая нация», в рамках которого имеется мероприятие по введению акциза на сахаросодержащие напитки с 2023 года с последующим увеличением налога. В 2025 году эта цифра достигнет 45%.
Девять ведущих производителей и импортеров безалкогольных напитков в Казахстане подписали «Кодекс добровольных обязательств производителей». Компании обязались снизить среднее содержание добавленного сахара в консолидированном портфолио напитков всех участников на 10% до конца 2026 года. В их числе — Coca-Cola, Galanz Bottlers (бренды Маxi Чай, Laimon и другие), ТОО «Terra Nova», Red Bull, Завод безалкогольных напитков ВИЗит (бренды Буратино, Легенда, Aquas и другие), ТОО «Жигалма» (бренд «Компотай»), Либелла Ботлерс (бренды Натура, Libella, Купеческий, Настоящий Квас, Extreme Energy и другие), ТОО «Pure Pack» и ТОО «Рикс» (бренды Dizzy и Generation Z).
Компании договорились усилить работу над рецептурой своих напитков, чтобы предлагать потребителям широкую линейку различных продуктов и вкусов, включающих в том числе бескалорийные опции. Производители обязались до конца 2026 года дополнить свой портфель малыми форматами упаковки (0,5 литра или менее) и размещать на упаковке своих напитков полную и достоверную информацию о составе напитка, доступную и понятную для потребителей.
В вопросах продвижения и рекламы подписанты кодекса обязались не размещать рекламу безалкогольных напитков на телевидении, радио или в печатных СМИ, целевая аудитория которых состоит преимущественно из детей до 12 лет. А также вблизи школ, образовательных и культурно-досуговых заведений, ориентированных на работу с детьми до 12 лет, бесплатное представление и дегустация безалкогольных напитков не будут проводиться.
Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков РК, а также компании, подписавшие Кодекс, призвали всех остальных производителей безалкогольных напитков принять сформулированные в Кодексе обязательства и способствовать их скорейшему и полноценному внедрению в рыночную практику.