БАДы – что можно рекламировать и как?

1966

7.07.2021

Реклама биологически активных добавок (БАДов) в Казахстане – одна из важнейших тем, в которой еще не до конца отрегулированы все важные и спорные вопросы.

К безусловным плюсам относится то, что существует технический регламент, в котором прописаны требования к безопасности биологически активных добавок к пище. Так, согласно приказу и.о. министра здравоохранения Республики Казахстан от 27 октября 2020 года № ҚР ДСМ-160/2020, реклама БАДов должна:
1) распространяться на казахском и русском языках, а также по усмотрению рекламодателя и на других языках;
2) легко читаться и печататься четким и разборчивым шрифтом, за исключением рекламных текстов аудио рекламы;
4) исключать содержание сведений об обладании лечебными свойствами;
5) быть достоверной и распознаваемой (без применения специальных знаний или применения специальных средств);
6) не вводить потребителей в заблуждение посредством злоупотребления их доверием, в том числе в отношении характеристик, состава, потребительских свойств, стоимости (цены), предполагаемых результатов применения, результатов исследований и испытаний;
7) способствовать рациональному применению.
8) исключать содержание сравнения рекламируемых биологически активных добавок к пище с товарами других физических или юридических лиц, а также высказывания, образы, порочащие их честь, достоинство и деловую репутацию;
9) исключать ссылки в рекламе на рекомендации ученых, специалистов здравоохранения, а также должностных лиц государственных органов, которые вследствие собственной известности могут поощрять применение и (или) назначение биологически активных добавок.

Помимо этого реклама БАДов должна содержать следующую информацию:
1) торговое наименование;
2) сведения об активных компонентах входящих в состав;

3) основные показания к применению;
4) способ применения и дозы;
5) основные побочные действия;
6) основные противопоказания;
7) особые указания в отношении детей, беременных женщин, а также в период кормления грудью;
8) условия отпуска;
9) наглядную и понятную рекомендацию к применению;
10) название, адрес производителя и лица уполномоченного производителем на принятие претензий в Республике Казахстан;
11) номер, дату выдачи свидетельства о государственной регистрации.

Надо отметить, что компании, официально зарегистрированные в Казахстане, все вышеуказанные требования соблюдают.

НО есть несколько проблем.

Во-первых, по причине чрезмерной зарегулированности рекламы, возникла потребность в преобразовании некоторых аспектов, чтобы избежать излишней загруженности рекламных объявлений

Центрально-Азиатская Рекламная Ассоциация (ЦАРА) и эксперты фармацевтической, медийной и рекламной отраслей предложили в рекламе БАДов на радио исключить указание информации о номере, дате выдачи свидетельства о госрегистрации, заменив на необходимость наличия информации о том, что БАД зарегистрирован на территории РК. Также в рекламе, предназначенной для теле- и радиоканалов, интернет-ресурсов оставить лишь информацию, указанную в подпунктах 1), 6), 7), 9) и 11). Дифференцировать информацию согласно форматам и каналам коммуникации, а именно:
— подпункты 1-11 пункта 5 Правил применять для рекламно-полиграфической продукции, баннерной рекламы в интернете и в печатной прессе;
— подпункты 1), 6), 7), 9), 11) пункта 5 Правил применять для средств наружной (визуальной) рекламы, видеорекламы в интернете и на телеканалах;/
— подпункты 1), 6), 7), 9) пункта 5 Правил применять для аудиорекламы в интернете и на радиоканалах.

Дополнительно обязать в рекламе произносить фразу, что БАД зарегистрирован в Республике Казахстан.

Во-вторых, в интернет-пространстве часто встречается реклама незарегистрированных на территории Казахстана БАДов. По оценкам специалистов, данная реклама таргетируется зарубежными рекламодателями на территорию Казахстана посредством систем глобальных паблишеров.  

Однозначно, что необходимо регулирование интернет-рекламы путем внесения дополнений в Закон  РК «О Рекламе», но значительно раньше, максимально оперативно необходимо вносить изменения в действующий НПА «Правила осуществления рекламы биологически активных добавок к пище».

фото unsplash.com