Реклама и банки Казахстана: анализ рынка и рейтинг лучших приложений

70

16.01.2025

Группа специализированных сервисов и технологий диджитал-маркетинга Go Ahead и коммуникационное агентство Mosaic проанализировали состояние рынка казахстанского банкинга и составили рейтинг лучших банковских приложений. А также предоставили данные, какие банки потратили больше всего средств на рекламу.

Отчет состоит из двух частей — обзорной и рейтинговой

Обзорная часть:

  • обзор рынка коммерческих банков в разрезе активов БВУ и их роста;
  • обзор классических банковских продуктов с точки зрения их использования физичеcкими лицами и бизнесом;
  • показатели банков по уровню их известности среди широкой аудитории и использования их продуктов жителями городов Казахстана;
  • анализ использования банками классических рекламных инструментов: наружной рекламы, рекламы на радио и TV.

Рейтинговая часть:

  • рейтинг лучших банковских приложений;
  • анализ их сильных сторон и зон роста в разрезе четырех блоков: показатели трафика, UX, продвижение в digital, ASO.

Стоит отметить, что коммерческие банки прочно закрепились в топе рекламодателей Казахстана как объемами рекламных бюджетов, так и креативными подходами.

БВУ являются лидирующим сегментом финансового сектора по объему активов и управляют 58 трлн тенге (конкурирующие сегменты в мире финансов управляют значительно меньшими объемами средств: страхование — 3 трлн, МФО — 1 трлн, кредитные товарищества — 1 трлн, ломбарды — 0,3 трлн).

У кого из БВУ самые крупные активы?

Однозначный лидер – Halyk Bank: у него самый большой собственный капитал, больше всего обязательств и самый крупный ссудный портфель.

На втором месте Kaspi. Среди источников роста Kaspi можно назвать эффективную стратегию по привлечению малого и среднего бизнеса и росту кредитов, депозитов от населения.

Продукты

Карты и переводы — самые популярные продукты банков

Банки и реклама

Какой банк потратил больше на наружную рекламу в 2023?

На первом месте по тратам на наружную рекламу Halyk Bank, за ним следует Банк ЦентрКредит, на третьем месте — Jusan.

Асель Макулбекова, директор по маркетингу Halyk Bank:

— С развитием технологий традиционные медиа, такие как наружная реклама (OOH), телевидение и радио, начали трансформироваться, чтобы соответствовать новым стандартам измеримости и эффективности.

Благодаря цифровым технологиям рекламодатели могут отслеживать взаимодействие аудитории с медиа. Как результат, традиционные медиа перестают быть «слепыми» в плане аналитики и становятся частью воронки продаж. Таким образом, наружная реклама становится более таргетированной. Появляется возможность использовать полученные данные для последующего ретаргетинга в цифровых каналах. Если говорить про системы programmatic DOOH, то они позволяют закупать рекламу в реальном времени, основываясь на данных (погода, часы пик, трафик, аудитория в локации). Это позволяет быть гибкими и эффективными с точки зрения релевантности контента для целевой аудитории.

Какой банк потратил больше на ТВ-рекламу в 2023-м?

В лидерах — Kaspi, затем — Home Credit и на третьей позиции по тратам на телевизионную рекламу находится Halyk Bank.

Асель Макулбекова, директор по маркетингу Halyk Bank:

— Кампании на ТВ и наружных конструкциях транслируют стабильность и надежность.

 Например, крупные банки часто используют ТВ для закрепления образа «народного» или «глобального» игрока. Как правило, БВУ используют гибридный подход, где брендинг на банкоматах и вывесках усиливается через цифровые каналы как digital.

Какой банк потратил больше на радиорекламу в 2023?

Самые большие средства на радиорекламу потратил Halyk Bank, на второй позиции — Forte, на третьем месте — Kaspi.

Асель Макулбекова, директор по маркетингу Halyk Bank:

Классические форматы, такие как радио, остаются важными для БВУ, особенно в работе по формированию доверия и имиджа.

 Наиболее эффективный подход — это интеграция. Полное исключение классической рекламы может ограничить охват, тогда как изоляция только в офлайне снижает гибкость и измеримость.

МФО и реклама

Кто из МФО больше всех потратил в 2023 на наружную рекламу, на ТВ-рекламу и на радиорекламу?

В результате исследования стало известно, что к октябрю 2024 года в Казахстане насчитывается около 24,8 млн активных пользователей онлайн-сервисов банков страны, это абсолютный рекорд за последние годы.

В связи с постоянно растущей популярностью онлайн-банков, команда Go Ahead отобрала и проанализировала 11 наиболее распространенных банковских приложений в Казахстане. Среди них эксперты выбрали 4 лучших:

  • «Лучший мобильный банк Казахстана» и «Лучшие показатели трафика приложения» — Kaspi
  • «Лучший UX приложения» — RBK
  • «Лучшее продвижение в digital» — BCC
  • «Лучшее ASO» — Bereke

    Доминирующая операционная система среди пользователей в Казахстане – Android.

    Также выяснилось, что пользователи проводят около 47 секунд в день в банковских приложениях. Ежедневно в приложения банков заходят 9,8 уникальных пользователей, при этом, в среднем, пользователи совершают 4 входа в приложение в день.

    Всего 30% пользователей заходят в приложение сразу после установки. А спустя 30 дней количество возвращающихся в приложение пользователей в среднем падает на 21 п.п. — как на iOS, так и на Android.

Дебетовые карты — самый популярный продукт казахстанских банков, потребительские кредиты — на четвертом месте.

Самые распространенные продукты казахстанских банков —  банковские карты (77%), переводы (50%), оплата коммунальных услуг (35%) и потребительские кредиты (29%). Наименее распространенный продукт — ипотека: ей пользуются всего 2% пользователей.

Исследователи также отмечают, что не все важные функции банков доступны на мобильных устройствах.

Основные функции, которыми чаще всего пользуются клиенты банков, — переводы, платежи, операции с картами и поддержка. Они реализованы на хорошем уровне — около 60% операций пользователи могут провести с мобильного устройства. Однако не хватает следующих функций и удобств:

  • оптимизация первого входа в приложение;
  • поиск банкоматов;
  • история и аналитика.

Более подробно о лучших банковских приложениях Казахстана Tribune писал ранее.