Internews: в Таджикистане основным источником информации с высоким показателем доверия остается ТВ

1341

21.07.2022

Сегодня Tribune знакомит с итогами результатов исследования по медиапотреблению и медиаграмотности в Таджикистане, которое было проведено Internews при поддержке USAID в 2021 году. Ранее мы писали об основных тенденциях в Казахстане и Узбекистане.

Исследование состоит из двух частей: медиапотребление и медиаграмотность.

Медиапотребление

Подавляющее большинство жителей Таджикистана имеет дома телевизор, среди опрошенных этот факт отметили 96,49%. Многие имеют мобильный телефон (74,48%).

Больше половины респондентов владеют смартфонами (60,09%), компьютеры/ноутбуки есть у трети опрошенных (32,64%). Спутниковые антенны есть у каждого шестого, а планшеты – у каждого пятого. 22,1% участников отметили, что имеют дома семейную библиотеку из печатных книг.

Основные источники информации

Основными источниками информации о жизни в стране для респондентов являются ТВ (76,62%) и интернет-сайты (41,1%).

В возрастном разрезе видно, что интерес к телевидению растет с увеличением возраста респондентов. Информация от других людей, родственников, друзей, знакомых или коллег является одинаково важным источником информации для всех возрастных групп.

Язык потребления

По результатам опроса выяснилось, что население отдает приоритет таджикскому языку при получении информации из основных ее источников — телевидения, радио, газет и журналов.

Из всех потребителей ТВ 41,28% респондентов смотрят телевидение только на таджикском языке, 28,3% — на таджикском и русском языках в равной степени и 8,5% — только на русском языке.

Из всех радиослушателей слушают его только на таджикском языке 63,31% опрошенных, 18,89% -на таджикском и русском языках в равной степени, 4,8% — только на русском языке.

Что касается потребителей печатных СМИ, газеты и журналы только на таджикском языке читают 60,23% участников исследования, 7,48% отдают предпочтение русскому языку и 17,18% респондентов читают на обоих языках в равной степени.

Среди всех потребителей интернет сайты только на таджикском языке просматривают 25,3% опрошенных, 15,6% — только на русском языке, 18,91% респондентов на обоих языках в равной степени.

Среди потребителей социальных сетей  31,4% респондентов пользуются ими только на таджикском языке, 14,15% — только на русском языке и 16,04% — на обоих языках в равной степени.

Интересно, что предпочтения по языкам потребления информации немного отличаются между мужчинами и женщинами. Мужчины чаще отдают предпочтение русскому языку, чем женщины, особенно, в использовании интернет-ресурсов и социальных сетей.

Телевидение

Большинство опрошенных смотрят телепрограммы по телевизору (88,31%), а на мобильном телефоне лишь 9,95%.

По результатам анализа ясно, что респонденты смотрят чаще эфирное телевидение — 55,41%. Треть респондентов пользуется спутниковым телевидением —34,94%. Только 14,25% смотрят кабельное и 6,75% интернет-телевидение или online TV (через мобильный телефон / планшет / компьютер).

Если говорить о таджикских каналах, то наиболее просматриваемыми оказались TV Jahonnamo (52,4%), «ТВ Сафина» (51,22%) и «ТВ Таджикистан» (46,4%).

Тем временем, любители зарубежных каналов предпочитают «Первый канал» (19,32%), «Россия-1» (16,36%), НТВ (12,07%) и «Россия-24» (11,16%).

Если говорить о ТВ-предпочтениях участников опроса, то наибольшая часть смотрит местные новости (59,42%). Вторые по популярности — сериалы и художественные фильмы (48,11%), на третьем месте — музыкальные передачи и концерты (37,48%). Наименее популярными являются аналитические передачи, ток-шоу (6,86%), религиозные передачи (3,49%) и реалити-шоу (2,62%).

Интернет

Анализ показал, что 71,36% респондентов активно пользуются интернетом (широкополосным и мобильным). Большинство опрошенных имеют мобильный интернет— 65,54%, а 3,6% подтвердили наличие как стационарного, так и мобильного интернета, меньше двух процентов используют стационарный интернет. Треть респондентов указали на отсутствие интернета вообще (28,13%).

Что касается мессенджеров и социальных сетей, то самыми часто используемыми являются IMO (51,33%) и WhatsApp (41,38%). Популярным видеохостингом стал YouTube (36,47%), а среди соцсетей — Instagram (27,43%) и Facebook (18,68%).

Важно отметить, что 26,98% респондентов не пользуются социальными сетями и мессенджерами совсем.

Доверие к СМИ

По результатам опроса абсолютное большинство респондентов доверяет телевидению (80%). Причиной такого уровня доверия к телевидению может выступать коммуникационная изоляция, которая на данный момент наблюдается в стране.

Абсолютное большинство опрошенных респондентов доверяют государственным источникам информации (87,25%). Частным СМИ доверяют только (4,39%) респондентов. Остальная часть респондентов (8,35%) не доверяет никому или не знает.

Медиаграмотность

Наиболее знакомым информационным понятием для респондентов являются фейковые новости (27,1%) и сетевая зависимость (26,72%). Другие информационные термины менее знакомы участникам опроса.

Методология

В качестве формы опроса был использован метод face-to-face. В нем приняли участие 1512 респондентов. В гендерном разрезе: 50,2% женщин и 49,8% мужчин.

В социологическом опросе приняли участие представители следующих этнических групп: 85,65% — таджики, 13,3% — узбеки, 0,36% — русские, 0,39% — кыргызы.

В рамках исследования участвовали респонденты разного уровня образования. Наибольшее количество респондентов имеет школьное образование — 43,38%, высшее образование — 24,09%, неоконченное среднее образование — 12,5%. 9,73% респондентов отметили, что имеют неоконченное высшее образование.

Даты проведения полевых работ: 29.06.21 – 27.09.21.

Также проводился качественный опрос (опрос экспертов). В их числе — специалисты по медиаграмотности, политологи/социологи, представители бизнеса в сфере рекламы, IT, информационной безопасности, представители медиабизнеса и главные редакторы СМИ.

Ссылка на исследование: https://drive.google.com/file/d/10gt9SjyNcHyZd6wof0HAwuEMK_tGf3uB/view.