05.01.2025
Торгово-развлекательные центры (ТРЦ) в Казахстане фиксируют рост посетителей. Первой причиной этого тренда эксперты называют развитие жилой инфраструктуры вокруг ТРЦ, пишет «Курсив».
«Мы видим увеличение плотности жилой застройки возле торговых центров: вокруг ТРЦ активно строят новые жилые комплексы. Все это приводит к естественному росту посещаемости торговых центров», — отметил Игорь Курносов, руководитель отдела маркетинга Colliers Kazakhstan.
Вторая причина — обновление торговых площадей и tenant-mix (сочетание арендаторов), запуски новых брендов и открытие новых ресторанов на территории торговых центров.
«Одной из причин роста потока посетителей является реновация, которую мы провели в 2024 году и продолжим в ближайшие годы», — говорит Мадина Каирова, коммерческий директор ТРЦ Asia Park в Астане (входит в группу компаний ARCADA).
В Asia Park открыли галерею спортивных брендов и расширили ресторанную зону, что привело к увеличению потока посетителей на 11,7%, а обороты арендаторов выросли на 14,8%.
ТРЦ MEGA Alma-Ata также вложила 2,5 млрд тенге в модернизацию, включая улучшение комфорта и безопасности. Благодаря этим усилиям, за 2024 год прирост посетителей сети составил 5%.
«Чтобы отвечать растущим потребностям гостей, в 2023–2024 годах мы провели масштабную реновацию в самом первом ТРЦ в сети — MEGA на Розыбакиева. Регулярные инвестиции в модернизацию позволяют соответствовать требованиям времени, оставаться интересным посетителям и брендам», — объясняет рост потока посетителей пресс-служба сети ТРЦ MEGA.
В торговых центрах также открыли несколько новых брендов и провели ротацию в пуле ресторанов.
Открывшийся в 2023 году Aport mall East увеличивает трафик на 8–10% ежемесячно. Трафик Aport mall West вырос на 7% за 11 месяцев. В числе причин роста в компании называют регулярные акции и розыгрыши среди посетителей.
Наблюдения участников рынка подтверждают результаты опроса, который по заказу «Курсива» провела компания United Research Technologies Group. В опросе участвовал 1601 респондент из всех регионов Казахстана. Они поделились своим опытом посещения ТРЦ. Это уже второе исследование – первое проводилось больше года назад, и сравнение их результатов позволяет проследить, что меняется в поведении посетителей. Доля казахстанцев, которые не посещают ТРЦ, не изменилась. Доля казахстанцев, посещающих ТРЦ два-три раза в месяц, выросла с 33% в 2023 году до 49% в 2024 году. И наоборот: процент тех, для кого поход в ТРЦ — это событие, случающееся раз в год или реже, сократился с 13,7 в 2023-м до 2,5% в 2024 году.
Рост посещаемости наблюдается не только в крупных городах, но и в регионах. Причем респонденты в региональных городах посещали торговые центры в этом году даже чаще, чем в Астане, Алматы и Шымкенте.
«Мы наблюдаем рост и на других объектах ГК ARCADA (помимо Астаны и Алматы их торговые центры работают в Костанае и Караганде), и в регионах он интенсивнее, чем в крупных городах: в Костанае – 12,5%, в Караганде – 13%. Это в первую очередь связано с низкой базой прошлых лет. Постковидный период сильнее отразился на регионах, восстановление шло медленнее. Кроме того, строительство торговых центров в регионах идет медленнее, и предложение не успевает за спросом», — комментирует Мадина Каирова.
При этом популярность ТРЦ как места для развлечений снижается, а шопинг, напротив, становится главной причиной визитов. В 2024 году 51,6% посетителей приходили за покупками, что на 10% больше, чем годом ранее.
Оба опроса показали, что во время посещения ТРЦ наибольшее число посетителей покупали одежду и обувь. В 2024 году в тройку популярных ответов также вошли покупка продуктов (+8,3 п.п) и посещение игровых комнат, боулинга и батутов (–3 п.п.). Доля тех, кто просто гуляет по торговому центру или встречается там с друзьями, за год заметно сократилась — с 23,9 до 12,7%.
На рынке наметилась тенденция к изменению времени посещения ТРЦ. Участники рынка отмечают, что больше посетителей стало приходить в будние дни.
Фото: mega.kz