RAF-2022: рынки Центральной Азии: обзор, новые возможности и тренды

1429

04.11.2022

Большое внимание рынкам рекламы Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана было вчера уделено на региональном рекламном форуме RAF-2022.

В начале сессии Александр Емельянов, iTRAM директор, TNS Central Asia (Kantar) предоставил данные по «Измерению аудитории в Кыргызстане и Узбекистане».

Затем Игнат Акрамов, медиа директор Ledokol Group рассказал о том, как изменился рынок рекламы Узбекистана за последние 5 лет и как на него повлияли смена власти, ковид, пост-ковид и война в Украине.

Он напомнил, что на момент развала Советского Союза Узбекистан был на 4 месте по ВВП среди республик, и изначально страна имела очень выгодные позиции. Но из-за политического курса государство за первые 20 лет потеряло огромное количество инвесторов. С 2016 года в стране началась либерализация и пошел большой поток инвестиций, а вместе с ними начала расти потребительская способность населения и начали расти инвестиции в рекламу. Доля медиарынка к ВВП тоже растет.

Медиа N1 в Узбекистане – это телевидение. На сегодняшний день почти 70% всех телебюджетов направляется на 4 частных телеканала, количество пользователей интернета растет, в том числе, в связи с удешевлением и доступа к сети, доля цифровых форматов в наружной рекламе увеличивается. Отдельный тренд – гейминг, поскольку в стране свыше 10 млн. детей в возрасте до 13 лет.

Елена Пивоварова, заместитель генерального директора, коммерческий директор International Media Service Узбекистан в докладе «ТВ в Узбекистане: сегодня и завтра» сообщила, что реформы в сфере телерекламы привели к 5-кратному росту рынка, появилось свыше 200 новых рекламодателей. Однако увеличение инфляции в 2022 замедлило рост ВВП по сравнению с 2021-м годом, и прогноз на будущее остается неопределенным по причине того, что внешнеполитические факторы оказывают влияние на мировую и национальную экономику.

О текущей ситуации и перспективах медиарынка Кыргызстана поведал Назар Манасбеков, генеральный директор ТВ Медиа Кыргызстан. Он привел данные о ТВ-рекламе: ТОП-10 категорий составляют 90% всего рынка. Что касается интернета, то проникновение составляет порядка 85% среди аудитории возрастом до 24 лет (с использованием интернета 81% на ежедневной основе), доля мобильного интернета неуклонно растет и сейчас составляет 80%. О наружной рекламе – в Бишкеке около 700 конструкций, наиболее популярны билборды размером 3 на 6 метров. В стране порядка 20 радиостанций, в печатных СМИ идет переход в онлайн-формат наиболее крупных игроков.

Завершал сессию Шерали Джурабаев, региональный управляющий директор Sky CA/Tajikistan, рассказавший о медиарынке Таджикистана, его возможностях и перспективах.

Он отметил, что, согласно последним опросам, 84% смотрели ТВ в последние 7 дней. 43% населения – младше 20 лет, в стране развито телевидение, поскольку принято смотреть его всей семьей. Значимая часть людей смотрит зарубежные ТВ-каналы – из Ирана, Афганистана, а приграничные районы – из Узбекистана. В стране на 2022-2025 года разработана Дорожная карта по развитию рекламно-медийной отрасли. Помощь в ее создании оказали эксперты ЦАРА и коллеги из Узбекистана.