Узбекистан построит крупнейший авиационный хаб Центральной Азии

102

17.10.2025

Узбекистан делает ставку на авиацию как на один из ключевых драйверов экономического роста и международной интеграции. В стране готовится масштабная реконструкция инфраструктуры и строительство нового аэропорта Ташкента, который должен стать центральным элементом будущего авиационного хаба региона, сообщает Spot.uz.

Новый международный аэропорт появится в Уртачирчикском районе, примерно в 17 километрах к югу от столицы, рядом с автомагистралью М-39, соединяющей Ташкент и Самарканд. 

Площадь будущего комплекса составит около 1200 гектаров. На первом этапе проект рассчитан на обслуживание до 20 млн пассажиров в год, возможность размещения 169 самолетов и обработку более 40 взлетов и посадок в час. Строительство планируется начать в 2026 году, а в перспективе аэропорт станет крупнейшим в Центральной Азии.

Проект нового аэропорта — часть более широкой стратегии правительства Узбекистана по созданию в стране крупного авиационного хаба, соединяющего транспортные потоки между Европой, Азией и Ближним Востоком. 

Президент Шавкат Мирзиёев ранее заявлял, что в ближайшие годы страна увеличит парк авиалайнеров до 180 самолетов, расширит маршрутную сеть до 230 направлений и доведёт годовой объем полетов до 200 тысяч. 

Президент также сообщил, что для строительства нового аэропорта Ташкента партнерами были выбраны Vision Invest (Саудовская Аравия), Sojitz (Япония) и Incheon (Южная Корея). Однако публично о проведении конкурса не сообщалось. На первом этапе инвесторы вложат $2,5 млрд в создание пассажирского терминала, который будет способен обслуживать до 20 млн человек в год. На следующих этапах международный консорциум дополнительно инвестирует $1,8 млрд и увеличит пропускную способность до 46 млн пассажиров. Совокупная стоимость аэропорта превысит $4,3 млрд.

По расчетам, проект новой воздушной гавани столицы будет приносить экономике Узбекистана $770 млн в год, а всего — $27 млрд. Вокруг аэропорта планируется построить гостиницы, жилые комплексы, логистические и сервисные объекты. 

Торговая площадь (зона Duty Free) воздушной гавани составит 46 тыс. кв. м, что сравнимо с аэропортами Стамбула (50 тыс. кв. м), Лондона (48 тыс. кв. м) и Дубая (40 тыс. кв. м).

Наряду с этим, в стране модернизируются действующие аэропорты, в том числе в Бухаре и Ургенче. Для ускорения модернизации активно привлекаются государственно-частные партнёрства: так, Uzbekistan Airports заключила соглашение с южнокорейской Incheon International Airport Corporation по реконструкции аэропорта Ургенча, чтобы повысить стандарты и сервис до уровня ведущих международных хабов.

Ташкентский проект задуман как высокотехнологичный объект: в нем будет внедрена цифровая инфраструктура для управления потоками пассажиров и авиасудов, а также современная логистика и энергоэффективные системы. 

В 2024 году аэропорт Ташкента обслужил 8,7 миллиона пассажиров, что на 28% больше, чем годом ранее. Рост пассажиропотока и заказ Uzbekistan Airways на 22 дальнемагистральных самолетов Boeing 787-9 дают экспертам основания полагать, что у страны есть потенциал для выхода на новые рынки.

Фото: Spot.uz