В Казахстане принята информационная доктрина

1113

24.03.2023

20 марта глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал указ об утверждении информационной доктрины РК. Об этом сообщается на сайте Акорды.  

Цель доктрины — защита информационного пространства, поддержка отечественных медиа и повышение доступа к информации. Доктрина имеет несколько направлений: 

  • повышение конкурентоспособности отечественной информационной продукции и отрасли в целом; 
  • обеспечение доминирования национальных ценностей в основных направлениях информационного пространства; 
  • повышение качественного информационного присутствия на международном уровне; 
  • способствовать совершенствованию нормативной правовой базы отрасли. 

Доктрина будет определять идейно-ценностные установки, отвечающие интересам народа, способствующие дальнейшему развитию государства и общества. 

В ней указано, что развитие отечественной медийной отрасли в разрезе отдельных видов СМИ имеет свои особенности: 

  1. На сегодняшний день для свыше 9% граждан печатные издания остаются основным источником информации. Если говорить о телерадиовещании, то разрыв в уровне популярности особенно заметен в разрезе регионов на уровне местного телевидения, что во многом связано с низким уровнем монетизации и качеством предлагаемого населению контента. Основной телевизионный контент заполнен сериалами и ток-шоу развлекательного характера. 

Телевидение и радио остаются одними из самых влиятельных источников информации с самой широкой аудиторией.  

  1. В последние годы интернет-ресурсы набирают широкую популярность среди отечественных СМИ. 

При этом по-прежнему не обеспечивается оперативность информирования населения на местах, в том числе из-за нехватки профессиональных кадров, компетентных в вопросах конвергентной и мультимедийной журналистики. 

  1. Благодаря развитию мобильного Интернета социальные сети стали основным источником информации как минимум для половины населения страны, причем преимущественно молодежи (социологические исследования 2021 года показали, что 45,2% респондентов предпочитают получать информацию в социальных медиа). 

Социальные сети стали главным каналом коммуникаций и средой распространения контента, что в результате привело к снижению доли потребления информации посредством традиционных СМИ.  

Популярность короткого и неперегруженного контента в виде отрывка текста или фрагмента видео приводит к изменению привычек медиапотребления, когда массовая аудитория перестает воспринимать сложную и структурированную информацию.  

Принимаемые в рамках реализации доктрины меры в комплексе должны способствовать повышению конкурентоспособности отечественной информационной продукции и всей сферы в целом, обеспечению доминирования национальных ценностей в основных политико-идеологических направлениях информационного поля, выработке эффективных механизмов сдерживания внешнего информационного влияния, наращиванию качественного информационного присутствия на международном уровне и совершенствованию нормативной правовой базы отрасли. 

Также в доктрине представлены основные подходы к развитию информационного пространства:  

— совершенствование информационной политики;  

— повышение конкурентоспособности и качества отечественного информационного контента;  

— ценностное наполнение информационного пространства.  

Последнее подразумевает:  

1) независимость и патриотизм;   

2) справедливость, верховенство закона и нулевая терпимость к коррупции;  

3) государственный язык, история и культура;  

4) трудолюбие и стремление к знаниям;  

5) семейные ценности и охрана детства;  

6) созидательность и прогрессивность;  

7) бережное отношение к природе, окружающему миру.

Фото zdrav.kz