Рекламно-медийный рынок Таджикистана: возможности и перспективы

1818

13.02.2023

Tribune продолжает обзор рекламно-медийных рынков Центральной Азии.
Сегодня рассказываем о новых возможностях и трендах Таджикистана, о которых сообщил во время своего выступления Шерали Джурабаев, региональный управляющий директор Sky CA/Tajikistan на региональном рекламном форуме RAF-2022.

«Три самые важные вещи, которые вы должны знать о Таджикистане, — мы очень быстро размножаемся, мы очень любим работать и все» — преподнес важную информацию с юмором Шерали во время форума.Он заметил, что средний возраст населения составляет 20 с небольшим лет, чуть ли не половина населения (43,3%) младше 20 лет, а 32% пока, в силу возраста, не имеют паспорта.

Таджикистан — практически мононациональное государство, 84% — таджики, большая часть из них дома говорит на таджикском языке. Отсюда становится понятно, какой контент лучше подавать. В стране доминирует интернет, большая часть населения в возрасте 15 + пользуются им.

Экономика

ВВП растёт, в среднем, на 7,5% ежегодно, цены стабильные. «Безработицы официально нет, но мы знаем, что она есть. Курс доллара у нас колеблется, в 2022-м году нацвалюта немножко укрепились. В стране три источника дохода — это минералы, электроэнергия и люди. Экономика растёт, но при этом 64% продовольствия завозится из-за рубежа. В последнее время наши коллеги из Узбекистана очень сильно заинтересованы в этом процессе и активно участвуют. Казахстан, Россия, Турция и Китай — основные поставщики», — сообщил эксперт.Медиа

Что касается медиа, то 84% потребителей на вопрос «смотрели ли вы телевидение в последние 7 дней» ответили утвердительно. Удивительно, но в то время, как все жалуются на падение интереса к прессе, в Таджикистане она по-прежнему популярна. Это происходит в силу того, что семьи в стране большие, и в каждой есть кто-то из старшего поколения, кто до сих пор не пользуется Twitter для того, чтобы быть в курсе последних новостей.Рынок растёт не так быстро, как хотелось бы. Однако, в Таджикистане очень высокое телесмотрение среди всех возрастных групп, даже в возрастной группе 15-17 — 73%. А в группе старше 65-ти – 87%.

«Опять же вернусь к мысли о больших семьях — деваться некуда, все сидят вместе вечером, такая типичная восточная активность, когда ты не можешь уйти, пока папа не разрешил, а папа является хозяином пульта. Если есть бабушка, то на пульт нажимает она и все смотрят то, что она выбрала. Вторая проблема — большая часть национальных каналов принадлежит государству и эти каналы регулируются чиновниками», — отметил Шерали Джурабаев.

Относительно Интернета — 77% пользуются мессенджерами, 63% — соцсетями, 53% смотрят видео и 14% — новости.

В сфере наружной рекламы самый популярный формат — билборд 6 на 3 метра, в 2018 году произошло сильное падение и, несмотря на небольшой рост, до показателей 2017-2018 годов еще очень далеко.Запреты в рекламе и к чему они приводят

Порой не обходится без парадоксов. В стране время от времени, например, запрещают рекламу подгузников под видом борьбы … с педофилией. Еще есть негласный запрет на изображение бородатых мужчин в рекламе. А однажды запретили показ рекламы «Роллтон», потому что кому-то из чиновников не понравилось, как девушка ела вермишель.

К чему это может привести? В Таджикистане рынок рос очень хорошо, но в 2010-2011 году запретили рекламу сотовых операторов на национальном телевидении, а сотовые операторы долгое время были драйверами. После этого все рухнуло, и цены упали. Сейчас, например, можно купить минуту телевизионной рекламы за 15 долларов. Это приводит к тому, что нет внятного контента, и люди предпочитают его искать на спутниковых каналах, на кабельных зарубежных каналах.Если посмотреть данные о том, какие каналы смотрели, то выяснится, что значимая часть аудитории смотрит зарубежные каналы – российские, иранские, афганские, турецкие. В приграничных областях — узбекские телеканалы. В итоге в Душанбе совокупный рейтинг зарубежных телеканалов составил 64%!

Перспективы

«Мы решили с этим бороться. Мы решили, что нам нужно сделать так, чтобы, во-первых, мы не страдали от чиновников, а во-вторых, чтобы всё-таки стоимость рекламы поменялась, произошёл рост и появились деньги на контент. Начиная с 2021 года АТТ (Ассоциация рекламных агентств Таджикистана) ведёт активную работу с государством по поводу того, чтобы продажи рекламы вести через медиавалюту, через рейтинги. Со стороны государства понимание есть. И уже сегодня у нас есть такое же намерение, как в недавнем времени было в Узбекистане — поменять ситуацию. Мы совместно с коллегами из Узбекистана и ЦАРА разработали Дорожную карту по развитию рекламно-медийной отрасли на 2022-2025 года. И в середине этого года принимается новый Закон о рекламе. Надеемся, у нас всё станет хорошо», — подытожил Шерали Джурабаев.