Digital IQ: что такое digital-зрелость и зачем она компании

975

18.09.2023

Если в 2023 году бизнес не использует digital-инструменты, это настораживает. А чтобы оценить, как компании их внедряют, появился специальный показатель — digital IQ (или цифровая зрелость). С его помощью владельцы бизнеса могут понять, на каком этапе развития находится их дело, какие слабые стороны стоит усилить и в каком направлении двигаться.

Инновационный digital-хаб Wunder Digital подготовил подробный гайд о том, что такое цифровая зрелость, как ее достичь в Казахстане и почему этим нужно заниматься. 

К слову, этой теме и как определить на какой стадии цифровой зрелости находится компания, было посвящено выступление Дмитрия Григорьева, CBDO в Wunder Digital Agency, на недавно завершившейся конференции Digital Wave-2023.

И в данный момент Wunder Digital начал масштабное исследование цифровой зрелости компаний Казахстана.

Что такое digital-зрелость

Это показатель цифрового развития компании. Данное понятие состоит из двух важных частей. Первая — внешние процессы, которые можно оценить невооруженным глазом: 

  • как бизнес представлен в цифровом мире: есть ли у него сайт, собственное приложение, в каких соцсетях и платформах зарегистрированы аккаунты;
  • каким образом бренд продвигается: SMM, реклама, SEO;
  • как и где компания общается с аудиторией;
  • как организован процесс продаж: есть ли возможность покупать онлайн, заказать доставку, вернуть товар и т.д.

Вторая часть спрятана «под капотом». Это внутренние процессы, о которых знают только представители бизнеса. Сюда входят технологические возможности, управление разработкой, аналитика, финансы и корпоративная культура. 

Digital-зрелость включает в себя 4 этапа:

  1. media centric; 
  2. technic centric;
  3. data centric;
  4. data driven marketing.

Почему важно достичь цифровой зрелости

Компания, которая достигла цифровой зрелости, может расти и адаптироваться к новым условиям, увеличивать доход, отвечать современным запросам пользователей, прийти к новым идеям. 

При нулевом или низком уровне digital-зрелости сотрудники не используют современные технологии. Например, вручную вводят данные или общаются с клиентами только по телефону. 

В компаниях с высоким уровнем цифровой зрелости руководители внедряют новые технологии в рабочие процессы, подключают регулярную аналитику, автоматизируют процессы. Таким образом, количество бюрократических операций сокращается, рутинные задачи выполняют «машины», а люди могут заняться креативом и стратегическими задачами. Кроме того, переход на передовые цифровые решения позволяет бизнесу в среднем увеличить свой доход на 25% и уменьшить затраты на 28%.

Оценив уровень цифровой зрелости, вы сможете определить: 

  • в какой точке на данный момент находится ваш бизнес;
  • где новые технологии уже успешно внедрены;
  • какие проблемы тормозят развитие, что нужно улучшить.

С результатами исследования на руках можно скорректировать маркетинговую и бизнес-стратегии, возможно, внести изменения в медиапланирование. Зная digital IQ компании, вы поймёте, что нужно делать для цифровой трансформации и на каких технологиях стоит сосредоточиться в первую очередь.

Digital-зрелость в мире

Если ваша компания не дошла до Data-Driven Marketing этапа, не расстраивайтесь. Этого уровня пока достигли всего 9% представителей бизнеса во всём мире. Радует, что этот показатель постепенно растёт: ещё в 2018 году он составлял всего 2%. Из стран-лидеров в этом направлении можно выделить Сингапур: сейчас там вышли на совершенно иной уровень работы с Big Data.

Большинство же компаний в мире сейчас на 2 и 3 этапах — Tech-Centric и Data-Centric соответственно.

Как определить уровень digital-зрелости 

Digital IQ складывается из совокупности внутренних и внешних процессов. Именно их и нужно оценить, чтобы определить уровень цифровой зрелости компании. Выделяют 6 основных параметров для оценивания: 

  1. аудитория: используются ли CRM и DMP-платформа, ведётся ли работа с данными из систем аналитик;
  2. активы: есть ли персонализация и адаптация креативов из online в offline-форматы, UX, поддерживается ли омниканальность;
  3. активация: насколько эффективны рекламные каналы, проводится ли контроль качества;
  4. атрибуция: используется ли сквозная и мультиканальная аналитика, измеряется ли ценность каждого взаимодействия с пользователями;
  5. автоматизация: используются ли автостратегии, автоматическое управление ставками;
  6. организация: есть ли слаженность работы разных отделов маркетинга, внедрение agile-подхода, наличие специалистов под конкретные каналы трафика.

Более простой и быстрый способ — пройти специальный тест, разработанный экспертами инновационного digital-хаба Wunder Digital.

Как повысить уровень digital-зрелости 

Процесс повышения уровня digital-зрелости имеет собственное название — цифровая трансформация. Однако начинать процесс трансформации нужно не с внедрения технологий или новых методов работы, а с подготовки «почвы» для изменений. Ключевые участники трансформации — сотрудники и инфраструктура.

Необходимо, чтобы сотрудники были готовы адаптироваться к изменениям, генерировать идеи, анализировать и принимать решения, работать над ошибками. Важно помнить, что digital — быстрое направление. Команда приняла решение, протестировала его и поняла, что план не работает. Это нормальный рабочий процесс. Важно, чтобы за короткий промежуток времени специалисты смогли проанализировать ситуацию, найти ошибки, отказаться от неработающих решений и попробовать что-то новое. 

Важно изменить подход к инновациям. Люди не должны бояться совершить ошибку. Наоборот, необходимо создать среду, в которой сотрудники будут вовлечены в процесс и смогут учиться, свободно предлагать и реализовывать свои идеи, внедрять новые продукты.

Ещё один важный момент — планирование бюджета. Работая с цифровой средой, необходимо много анализировать и экспериментировать, по щелчку пальцев большой прибыли не сделаешь. Поэтому можно выделять от 10 до 30% бюджета на эксперименты в цифровом маркетинге. Так вы сможете нащупать новые точки роста и увеличить прибыль в несколько раз в ближайшие месяцы.

В процессе трансформации необходимо оставить право на ошибку: лучше экспериментировать, «набивать шишки», но двигаться вперёд. А не держаться за проверенные, но старые способы, и не развиваться.

Вывод

Digital — неотъемлемая часть бизнеса. Теперь это не вопрос выбора, а вопрос скорости адаптации и внедрения изменений. Используя новые технологии, компании смогут автоматизировать многие процессы и сфокусировать внимание людей на креативе и стратегических задачах. 

Цифровая зрелость — важный показатель, который поможет владельцам оценить текущее положение дел, определить свои слабые места и вектор будущего развития. 

Приступая к цифровой трансформации, компании должны в первую очередь взаимодействовать с командой: подготовить её к изменениям и создать комфортную среду для внедрения изменений. Сотрудники и инфраструктура — ключевые инструменты в этом процессе.

Так же эксперты рекомендуют планировать бюджет и целенаправленно  выделять его часть на эксперименты в digital-маркетинге. 

Важно помнить, что digital не волшебная кнопка, нажав на которую, вы мгновенно получите результат и прибыль. Это направление требует аналитики, экспериментов и работы над ошибками. Но если подойти к этому с умом, пробовать разные варианты, внедрять новые инструменты, выстроить комфортную рабочую среду, быть гибкими и открытыми новому — результат точно будет.

фото digitalisationworld.com