NielsenIQ Kazakhstan: 14% казахстанцев не имеют постоянной работы

571

13.06.2024

В Алматы 6-8 июня прошел XIX Международный Конвент Мир торговли. В рамках Ковента выступила Лейла Мусатаева, директор по работе с розничными сетями компании NielsenIQ Kazakhstan. Она представила данные об изменениях в поведении покупателей, динамике развития категорий товаров и экономике региона в целом.

По словам эксперта, в 2024 году ожидается рост мировой экономики до 3,2%.  При этом темпы роста экономики в отдельных странах Центральной Азии превышает данное значение. Так, например, в Узбекистане рост экономики в 2024 году прогнозируется на 5,2%, в Кыргызстане на 4,4%, в Таджикистане на 6,5%. В Казахстане темп роста ВВП соответствует мировому уровню и составляет 3,1%.

По прогнозам NielsenIQ Kazakhstan, в 2025 году мировой уровень инфляции снизится и составит 4,5%. В странах Центральной Азии рост цен будет замедляться, но по-прежнему продолжит расти. По прогнозам на 2024 год в Узбекистане цены вырастут на 9,7%, в Казахстане – на 7%, в Кыргызстане – на 6,6%, а в Таджикистане – на 6,3%.

На фоне растущей инфляции доходы населения стран Центральной Азии также увеличиваются. Так, например, в Узбекистане в 2023 году зарплаты выросли больше всего – на 26%, в Казахстане – на 11%, в Кыргызстане – на 14%. В России наоборот средняя месячная заработная плата в 2023 году упала на 11%.

Но несмотря на растущие доходы, индекс потребительского оптимизма у казахстанцев, основанный на уверенности в личных финансах и готовности тратить деньги в ближайшие 12 месяцев, продолжает падать и является самым низким среди всех стран Центральной Азии. В марте 2024 года он составил 95,1% по сравнению с 103,2 % в январе 2024 года. 

Согласно опросу, 49,7% казахстанских респондентов ожидают улучшения своего финансового положения в течение года. Этот показатель упал с 54,1 % прошлого года. Показатель Узбекистана в отличие от других стран Центральной Азии вырос с 58,5% до 63,5%. В Кыргызстане он снизился с 56,8% до 54,7%. В Таджикистане также снизился, но продолжает оставаться выше, чем в Казахстане, – 63,2%.

Каждый третий покупатель в Казахстане (31%) считает риском для себя повышение цен на товары повседневного спроса. 28% населения беспокоят долги и кредиты, 25% – здоровье.

Значительная часть казахстанских покупателей считают личную финансовую ситуацию недостаточно хорошей. 41% казахстанцев считают причиной этого низкий доход, 33% – инфляцию, из-за которой цены растут быстрее, чем зарплата. А 14% связывают это с отсутствием постоянной работы.

Из всех опрошенных 28% считают, что их финансовое положение не изменится в течение всего года.

Это вынуждает казахстанцев сократить свои расходы. 63% респондентов отметили, что стали меньше тратить на покупку одежды, 61% сократили расходы на питание вне дома. 34% казахстанцев стараются экономить на потреблении газа и электричества, это на 8% больше по сравнению с прошлым годом.

«Покупатель становится более рациональным и осторожным. 53% покупателей из Казахстана говорят, что они покупают только самое необходимое. 30% ищут промоакции, 24% в целом стали покупать меньше товаров повседневного спроса», – отметила Лейла Мусатаева.

Международный Конвент Мир торговлизначимая в СНГ встреча профессионалов торговой индустрии: ведущих торговых сетей Казахстана, России и других стран Европы, Центральной Азии и Кавказа, международных дистрибуторов, производителей товаров потребительского спроса (food&non-food), а также представителей государственных структур и экспертного сообщества.

Следующий Конвент Мир торговли состоится в октябре 2024 года.