Будущее медиа-рынка Казахстана обсудили участники Конференции НМА

588

18.06.2024

В Алматы состоялась ежегодная конференция Национальной Медиа Ассоциации. Участниками мероприятия стали представители телевизионной отрасли и игроки сопутствующих направлений медиа индустрии Казахстана. Ключевые вопросы развития рынка, насущные проблемы и пути их решения, влияние законодательства – эти и другие пункты стали главными на повестке дня.

В рамках первой сессии вице-министр культуры и информации РК Канат Искаков рассказал об основных изменениях в законе «О масс-медиа». В частности, они коснулись перехода от информационного госзаказа на грантовое финансирование, частичного субсидирования операторов телерадиовещания, увеличения доли теле- и радиоконтента на государственном языке, а также ограничения массовой рекламы игорного бизнеса.

Руководитель НМА Кемелбек Ойшыбаев открыл основной блок Конференции обсуждением проблем отрасли и предложением ряда мер по их эффективному решению. По словам Ойшыбаева, объем вложений в телевизионную рекламу в первом квартале 2024 года вырос на 25%, поэтому нет сомнений в перспективах рынка в ближайшие годы. На фоне снижения интереса казахстанцев к контенту зарубежного производства происходит стабильный рост спроса на программы казахстанских телеканалов.

Национальный канал «Qazaqstan» был представлен председателем правления АО «РТРК «Казахстан» Ляззат Танысбай. В своем выступлении она подчеркнула, что на фоне общего падения телесмотрения, у головного канала корпорации – Qazaqstan – показатели растут. Увеличение аудитории есть и в части смотрибельности казахстанского контента на государственном языке.

В год корпорация «Казахстан» производит 160 серий собственных сериалов. При этом наши затраты в разы ниже, чем у Турции и России, чья продукция пользуется в Казахстане высоким спросом. И наши сериалы смотрят как в телеэфире, так и в интернете. За год дистрибуция собственного производства принесла нам доход в 104 миллиона тенге”, – отметила Ляззат Танысбай.

Генеральный директор медиа холдинга «Atameken Business» Канат Сахарианов затронул тему влияния искусственного интеллекта на формирование телевизионного и цифрового контента. Он отметил, что отечественные телевизионные структуры активно осваивают ИИ, но угрозу профессии журналиста он не представляет.

Развитие рекламного рынка Казахстана и тенденции в сфере телевизионной рекламы обсудили на второй сессии, при участии представителей рекламных агентств, сейлс-хаусов, и крупных мировых брендов-рекламодателей.

Олег Бородулин, заместитель директора сейлс-хауса TV Media Advertising Agency, привел цифры роста рекламного рынка в целом и на телевидении в частности (за 2023 год, 33% и 14% соответственно), а также отметил преобладание на республиканском ТВ крупных и средних рекламодателей.

Наталья Смелова, исполнительный директор DASM Group, в своем докладе обозначила основные векторы развития телевизионной рекламы, с учетом интеграции со стриминговыми платформами, доступом к TV с любых устройств и использованием интерактивных технологий и ОТТ платформ. По итогам опроса компаний рекламодателей Казахстана и Центральной Азии, потенциал роста медиа рынка оценен как х2.  

«TV значительно опережает любые медиа по уровню доверия», – подчеркнула Наталья Смелова.

Роберт Мурадян, управляющий директор ТРК Президента РК, в тезисах своего выступления отметил тесную взаимосвязь между факторами, влияющими на телевизионный рынок и проблемами в части законодательства, конкуренции и системы измерений. Спикер обозначил необходимость формирования комплексного подхода и разработки стратегии для достижения нужного эффекта.

В завершении конференции участники познакомились с последними тенденциями развития систем медиаизмерений в мире и их текущим состоянием в Казахстане.

Спикер третьей сессии Евгения Молчина, директор по развитию международного бизнеса Kantar, ведущей мировой компании телеизмерений, отметила, что телевидение остается единственным средством массовой информации, способным охватить практически все население страны. Для Казахстана эта цифра составляет 94%.

Генеральный директор «K research Central Asia» Татьяна Старцева рассказала о направлениях развития измерительных систем в Казахстане. По словам спикера, для более точных измерений планируется охватить потребителей не только линейного телевидения, но и веб-аудитории казахстанского ТВ и стриминговых платформ. К 2026 году завершится внедрение дополнительных панелей для повышения точности данных и увеличения охвата населения.

Более подробно с материалами спикеров Конференции можно ознакомиться на сайте НМА.

Фото: страница facebook Кемелбека Ойшыбаева