Как сохранить кураж в креативной индустрии

142

11.08.2025

В любой креативной индустрии эффективность — это не только про процессы, дедлайны и таск-менеджеры. Это ещё и про то, что невозможно оцифровать: вдохновение, азарт, драйв. Сегодня в рубрике «Советы от профи» — рекомендации, как сохранить творческое настроение в условиях продакшн-хаоса и рекламных дедлайнов от Александры Демченко, сооснователя и генерального продюсера Shoom Production (холдинг Lokals United).

Системность vs кураж: как мы нашли баланс

В нашей работе мы систематизировали практически всё. Мы работаем спринтами, ведём рабочие доски в Notion, оцифровали гайды, шаблоны, встречи, в общем все то, что должно помогать работать эффективнее.

Но, оставили место, наверное, самому несистемному элементу эффективности, тому, что держит в тонусе, дает «вкус» работе и помогает не бросить все то, чем мы занимаемся.  И этот элемент – кураж.

Формула куража

Мы долго искали, как описать это состояние, и в итоге сформулировали свою формулу:

Кураж = мандраж минус раж

В большинстве проектов внутри команды проявляются две крайности:

  • Мандраж – это когда тревожность задвигает идейность на задний план и мозг уходит в ступор. Когда думаешь только о том, что со всех сторон давят дедлайны, но при этом еще больше прокрастинируешь. Это желание отсидеться в углу и дождаться пока кто-то возьмет задачку на себя или боязнь предложить идею, чтобы не показаться глупым.
  • Раж – это когда ты спишь всего 4 часа и гордишься тем, что монтировал или собирал презентацию всю ночь. Когда берешь на себя слишком много проектов, не думая о том, что в итоге можешь так распылиться, что провалишь их все. Когда фонтанируешь идеями, не слыша аргументов или других идей твоей команды. В работе движешься как будто на адреналине, думая, что «я сейчас всё затащу».

По итогу, мандраж только усиливает тревожность, потому что в нём нет движения, есть только замирание и страх. А раж чаще всего приводит к сильнейшему выгоранию, конфликтам или вообще уходу из сферы.

Поэтому, правда, а точнее кураж всегда где-то посередине.

Что же такое кураж?

Кураж для нас не про нервный срыв и не про эйфорию. Это состояние, в котором ты двигаешься уверенно, с азартом, юмором, но при этом полной ясностью в голове. Это как внутреннее топливо, с которым ты можешь думать гибко, находишь лучшие решения в моменте, держишь фокус, не проваливаешься в панику.

Кураж — это когда:
— ты горишь проектом, идеей, работой, но не сгораешь;
— ты можешь пошутить, даже если клиент внезапно попросил все переделать;
— ты ищешь нестандартные идеи, потому что тебе реально интересно копнуть глубже, а не потому что «надо удивить»;
— ты не боишься ошибиться, потому что есть ощущение опоры – на команду, на опыт, на процесс.

Как мы поддерживаем кураж в Shoom Production

  1. Не хватает свободы? Введите порядок.

Как ни парадоксально, но нам помогает системность. Когда креативной паре не нужно тратить время на поиск брифа, адженды встречи с клиентом, нужных ссылок, документов, гайдов, а все находится под рукой. Время шторминга идей отмечено в календаре – в такую среду заглядывает кураж. Ты просто не сливаешь свою энергию на ненужные действия, не нервничаешь что что-то не можешь найти, не дергаешь других и не дергают тебя, ты окружен порядком, внутри которого расслабляешься и просто придумываешь.

Системность не убивает креатив — она создаёт для него комфортную среду.

  1. Делаете одно и тоже? Переключайтесь.

В продакшне это, наверное, сделать намного легче, потому что ротация задач происходит намного чаще. Сегодня продюсер на съемке, завтра уже считает новую смету, потом едет на освоение, затем проводит презентацию, потом снимает внутренний контент и так далее. И это помогает мозгу не заскучать за однообразием ежедневной рутины, переключаться каждый раз на что-то новое.

Переключение — это способ сохранить интерес и свежесть восприятия.

  1. Юмор — антивирус от серьёзности

Когда на встрече или презентации с серьезным клиентом, на серьезную тему, с серьезными выражениями лиц появляется что-то неожиданное или даже веселое – шутка, мем, неожиданная гифка, вставленная в презентацию. При этом клиент, тема, встреча не становятся менее значимыми и серьезными, но уходит лишнее напряжение, все выдыхают и появляется легкость, а с ней и нужный результат.

Юмор — это не несерьёзность, это способ снять лишнее напряжение.

  1. Чувствуете, что перегрелись? Добавьте воздуха.

Иногда кураж уходит просто потому, что в комнате душно. Буквально и образно. Нет пауз между задачами, нет свободного пространства в расписании. А ведь самые живые идеи и решения часто приходят в «курилке», за обедом, игрой в пинг-понг, в лифте или как у некоторых наших коллег – во время похода в туалет. Найти это время всегда можно, а если не получается – мы ставим его в календарь заранее.

Это не прокрастинация — это стратегическая пауза, которая даёт креативу шанс.

  1. А если уже все «сгорело»? Пусть горит.

Иногда кураж не спасает, потому что спасать уже нечего. Не помогает ни отпуск, ни перерыв, ни новая команда. Просто больше не хочется заниматься тем, чем вы занимаетесь сейчас. И это нормально. Мы все растем, меняемся и то, что зажигало еще вчера, может больше не работать.

Но если вы все еще любите сферу рекламы, но уже не любите текущую позицию, всегда можно сменить деятельность. Даже пробно – хотя бы на пару недель.

Я сама в Lokals была копирайтером, работала в креативной паре, писала презентации, идеи, придумывала нейминги и прочее, с куражом и азартом. Но потом поняла, что все, это больше не мое и куража я больше не чувствую. И так я сменила деятельность, мы запустили свой продакшн, где я стала продюсером – считать сметы под чужие идеи, заниматься стратегией развития своего бизнеса, организовывать съемки, а не просто приходить на них. Я осталась в рекламе, но в новом образе, с новыми задачами и вызовами. И кураж вернулся.

Вместо вывода

Кураж – это не должность, не задача в календаре, не быть «в потоке и ресурсе», не слепая любовь к работе. Это состояние, которое можно найти в себе, в своей команде, в своей работе.

Система дает предсказуемость, опору, надежность. Кураж дает энергию. И только вместе они дают результат.

Shoom Production — это видеопродакшн, который объединяет международную команду, креативные идеи и продуманный подход к производству. Команда создаёт актуальный и качественный видеоконтент, который помогает брендам достигать результатов. И всё это — с куражом.

фото: предоставлены Shoom Production (холдинг Lokals United)