25.12.2025
В Казахстане снова заговорили о втором аэропорте для Астаны. На совещании по развитию столицы президент Касым‑Жомарт Токаев поручил правительству и акимату внимательно изучить, нужен ли городу еще один воздушный хаб, и представить реальные варианты, как такой проект мог бы выглядеть.
Пока речь идет не о строительстве, а о полноценной аналитике: какие будут транспортные потребности, экономическая эффективность и варианты финансирования.
Повышенное внимание к теме объясняется быстрым ростом пассажиропотока. По итогам 2024 года международный аэропорт Астаны обслужил около 8,3 млн пассажиров, что на 11% больше, чем годом ранее. При сохранении текущих темпов роста действующая инфраструктура в среднесрочной перспективе может приблизиться к своим предельным возможностям.
При этом в правительстве признают существующие ограничения. В частности, проблема обеспеченности авиационным топливом, которая напрямую влияет на развитие транзитных и грузовых перевозок и может сдерживать расширение хаба.
Аким Астаны Женис Касымбек, комментируя обсуждения, подчеркнул, что на данный момент проект второго аэропорта не находится в активной фазе реализации. Приоритетной задачей остается модернизация действующего комплекса, включая строительство второй взлетно-посадочной полосы и восстановление существующей.
Эти проекты должны почти вдвое увеличить пропускную способность аэропорта – до 16–18 млн пассажиров в год, что позволит городу сохранить комфортный уровень обслуживания в ближайшие годы.
В то же время в генеральном плане столицы зарезервированы несколько участков под возможное размещение дополнительного аэропорта на долгосрочную перспективу – если рост пассажирских и грузовых потоков превысит расчетные параметры действующей инфраструктуры.
Появление второго аэропорта в крупных столицах обычно обусловлено сочетанием трех факторов: быстрым ростом пассажиропотока, необходимостью разделения пассажирских и грузовых потоков и градостроительными ограничениями вокруг действующего аэродрома.
Для Астаны этот сценарий может стать актуальным в случае реализации более амбициозной модели развития авиационного транзита и карго-логистики, о чем неоднократно заявляло руководство страны.
В ближайшее время ожидается формирование аналитической базы проекта: прогнозы транспортного спроса, предварительные экономические расчеты, оценка потенциальных площадок и механизмов финансирования. Параллельно продолжится реализация текущих инфраструктурных проектов в действующем аэропорту.
Фото: nn-airport.kz














