Комиссия экспертов Центрально-Азиатской Рекламной Ассоциации подвела итоги развития казахстанского рекламного рынка за 2019 год. Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения: ТВ, радио, ООН (Наружная Реклама), пресса, интернет, — составил порядка 58,9 млрд KZT с учетом НДС, что на 14% больше, чем годом ранее (табл.№1, диагр.№1).
Следуя тенденциям мирового рынка, неуклонный рост среди всех медиа-сегментов демонстрирует интернет-реклама. В 2019 году объемы рекламы в диджитал достигли 11,9 млрд KZT с НДС, демонстрируя 51%-ный рост. Рост интернет-рекламы был обусловлен в том числе и за счет размещения политической рекламы (бюджет ВЦИК и кандидатов в Президенты РК во время внеочередной предвыборной кампании, весна 2019 года). Кроме того факторами роста интернет-рекламы послужили массированное продвижение локального развлекательного контента и инфляция в размере более 11% KZT/USD.
Большему влиянию внешних факторов подвергся сегмент наружной рекламы. Приказом Министра национальной экономики от 13 мая 2019 года были утверждены новые правила по размещению объектов визуальной рекламы — согласно правилам, система перешла с разрешительного на уведомительный порядок. Облегчение регуляторного воздействия и размещение рекламных материалов предвыборной кампании положительно отразились на всем сегменте наружной рекламы (OOH). Рынок наблюдал 12%-ный рост по отношению к 2018 году.
Суммарная длительность коммерческой рекламы (часы) на радио, согласно данным TNS Central Asia, в сравнении 2019 года с предыдущим выросла незначительно. По оценке Комиссии экспертов рост объема рекламы составил 5%, что ниже среднерыночных показателей.
Отрицательная динамика на протяжении прошедшего 3-летнего периода наблюдается у печатных СМИ (пресса). Доля данного традиционного медиа-сегмента снизилась с 6% в 2018 году до 4% в 2019 году и составила 2,5 млрд KZT с НДС. Эксперты объясняют эту тенденцию переходом печатных СМИ в цифровой формат.
табл.№2
Источник: TNS Central Asia
На основании изложенного, Комиссия экспертов ОЮЛ «Центрально-Азиатская Рекламная Ассоциация» по итогам изменения объема рекламы в средствах ее распространения в 2019 году пришла к следующим выводам:
— ТВ пока удается удерживать лидирующие позиции;
— бюджеты предвыборной кампании 2019 года позволили интернет-рекламе и наружной рекламе (OOH) вырасти сверх ожидавшихся объемов;
— массированное продвижение локального развлекательного контента и инфляция оказали значительное влияние на рост сегмента интернет-рекламы;
— уменьшение регуляторного воздействия на сегмент наружной рекламы начал положительно сказываться на размещаемых бюджетах;
— пресса по-прежнему демонстрирует отрицательную динамику, а бюджеты на радио, несмотря на общий 5-ти процентный рост, перераспределяются между существующими и новыми радиостанциями.