Как отразится на бюджете Казахстана закон, регулирующий игорную деятельность

499

05.06.2024

Депутаты мажилиса приняли во втором чтении закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса, лотерей и лотерейной деятельности» и сопутствующие поправки. Документами максимально ограничена реклама букмекерских контор и казино, а также установлен полный запрет на интернет-ресурсы иностранных букмекерских контор, тотализаторов, не имеющих лицензии, и онлайн-казино.

«Предусмотрен запрет операторам связи рассылать сообщения, содержащие рекламу азартных игр. Максимально ограничена реклама букмекерских контор и казино. Здесь бы хотел предупредить блогеров, инфлюенсеров социальных сетей, что рекламировать и продвигать букмекерские конторы теперь незаконно. Предусмотрены штрафы от 200 тысяч тенге», – пояснил Елнур Бейсенбаев, депутат мажилиса, один из разработчиков закона, 

Рауан Кенжалин, президент ОЮЛ «Ассоциация «Саморегулируемая организация букмекеров Казахстана», рассказал, как запрет на рекламу букмекерских контор может повлиять на данный сегмент рынка в Казахстане в  интервью NUR.kz. 

Он отметил, что принятый закон создаст конкурентные преимущества для иностранных организаторов азартных игр и пари, увеличивая долю нелегального рынка, что приведет к значительным потерям доходов как для легальных компаний, так и для государственного бюджета. 

“Есть свежий пример Италии, там с 2019 года действует полный запрет на рекламу азартных игр, включая спортивные ставки. Запрет действует во всех итальянских медиа, включая интернет-СМИ, блоги, каналы и т. д. Европейская ассоциация игр и ставок уже призвала пересмотреть такие запреты, отметив, что согласно отчету, опубликованному в газете La Gazzetta dello Sport, ежегодно около 18,5 миллиардов евро проходят через нелицензированные платформы, что составляет около 75% всех ставок на черном рынке в Италии”, – рассказал Рауан Кенжалин. 

Он также привел в пример опыт США, который показывает, что 52% ставок делаются через нелегальные каналы, что наглядно иллюстрирует масштабы проблемы даже в развитых странах. 

Кроме того, Рауан Кенжалин обратил внимание на то, что принятый закон негативно скажется и на СМИ. Телевидение, радио и интернет потеряют значительный источник дохода. Лишение значительной доли рекламных бюджетов поставит под угрозу существование независимых СМИ, приведет к потере рабочих мест и сокращению налоговых поступлений. 

Реклама служит своего рода маркером легальности и безопасности продукта – наличие рекламы позволяет клиентам уверенно заключать пари в правовом поле. В случае запрета на рекламу легальных букмекерских контор игроки будут вынуждены обращаться к нелегальным зарубежным букмекерам, где они не будут защищены законом и могут стать жертвами мошенничества. 

“Регулирование рекламы азартных игр и пари требует сбалансированного подхода. В рекламных сообщениях должно подчеркиваться, что ставки – это развлечение, а не способ заработка. Также рекламодатели должны акцентировать внимание на принципах ответственной игры. Для законодателя было бы полезно изучить и проанализировать опыт ряда развитых стран, таких как Великобритания, где беттинг и гемблинг имеют долгую историю и сформировалась определенная «культура игры» как хобби и способа досуга. В этих странах законы направлены на минимизацию риска лудомании, одновременно способствуя цивилизованному развитию беттинговой индустрии, активной поддержке спорта, спонсированию детских и подростковых клубов и команд, а также созданию условий для массового занятия спортом. Важным аспектом этой политики является продуманное регулирование рекламной сферы. Полезные примеры, накопленные развитыми государствами, следует проанализировать и адаптировать с учётом особенностей Казахстана”, – считает Рауан Кенжалин. 

Отметим, что букмекерские конторы в Казахстане являются крупными налогоплательщиками, ежегодно внося в казну около 100 млрд тенге, согласно отчетным данным начиная с 2022 года. 

Полностью интервью можно прочитать на сайте NUR.kz.

Фото: skibeaverrentals.com