• Концепция интернет-рекламы 

1393

В условиях стремительного развития технологий в Республике Казахстан, роста числа интернет-пользователей, изменения медиапотребления среди населения и значительного роста объемов интернет-рекламы, важным становится процесс формирования рекламных коммуникаций ответственными и заслуживающими доверие в цифровом мире.

Концепция интернет-рекламы Республики Казахстан (далее — Концепция) призвана заложить основу для регламентирования рекламных коммуникаций в сети интернет на территории Республики Казахстан, роста добросовестности и доверия потребителей, а также основу для регулирования и саморегулирования рекламы в сети интернет.

Концепция включает: 1. Основные понятия интернет-рекламы (Глава 1 и Приложение №1). 2. Общие и специальные требования к интернет-рекламе (Глава 2 и Приложение №2). 3. Основные процессы регулирования и саморегулирования рекламы.

Основные понятия интернет-рекламы

Реклама — информация, распространяемая и (или) размещаемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации; Интернет-реклама – реклама в сети интернет с таргетингом на Казахстан. Рекламодатель — физическое или юридическое лицо вне зависимости от юрисдикции, являющееся источником рекламной информации в сети интернет с таргетингом на Казахстан для производства, распространения и размещения рекламы; Рекламопроизводитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее приведение рекламной информации к готовой для распространения и размещения форме; Рекламораспространитель — физическое или юридическое лицо вне зависимости от юрисдикции, осуществляющее распространение и размещение рекламной информации в сети интернет с таргетингом на Казахстан путем предоставления и (или) использования площадей, технических и программных средств и иными способами; К рекламораспространителям в сети интернет относятся:

1) интернет-ресурс — электронный информационный ресурс, отображаемый в текстовом, графическом, аудиовизуальном или ином виде, размещаемый на аппаратно-программном комплексе, имеющий уникальный сетевой адрес и (или) доменное имя и функционирующий в интернете. 2) сетевое издание — интернет-ресурс, прошедший процедуру постановки на учет в уполномоченном органе, информационно-коммуникационная инфраструктура которого размещена на территории Республики Казахстан. 3) глобальная рекламная платформа – технологическая система, позволяющая производить, распространять и размещать интернет-рекламу в поисковых

2

платформах, социальных медиа, интернет-ресурсах, в сетевых изданиях с таргетингом на Казахстан. 4) владелец сайта и (или) страницы сайта в сети интернет (далее — блогер) – физическое лицо, владеющее сайтом и (или) страницей сайта в сети интернет, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети интернет.

Потребители рекламы — неопределенный круг физических и (или) юридических лиц вне зависимости от территории нахождения, для которых предназначена реклама;

Категории рекламы в сети интернет – это основные группы имиджевой, поведенческой и ретаргетинговой рекламы. К категориям рекламы в сети интернет относятся: 1) Баннерная реклама – одно или ряд тексто-графических изображений рекламного характера, размещаемых в сети интернет вне зависимости от способа и вида распространения. 2) Онлайн-аудиореклама – это информация рекламного характера, передаваемая посредством звукового ряда и размещаемая в сети интернет. 3) Онлайн-видеореклама – это информация рекламного характера, передаваемая посредством звукового и видео рядов и размещаемая в сети интернет. 4) Контент-маркетинг – cовокупность маркетинговых приёмов, основанных на создании и/или распространении полезной для потребителя информации в сети интернет с целью завоевания доверия и привлечения потенциальных клиентов.

Форматы рекламы в сети интернет – это виды категорий рекламы вне зависимости от способа распространения. Форматы интернет-рекламы включены в Приложение №1 к Концепции интернет-рекламы Республики Казахстан. Клаттер — уровень рекламного шума: объем рекламных сообщений в категории на 1 потребителя, количество рекламных баннеров в пределах одного экрана или хронометраж видео-, аудиорекламы от общего хронометража контента. Регулирующие государственные органы в области рекламы — государственные органы, осуществляющие руководство в отдельной отрасли, в которой осуществляется рекламная деятельность; Уполномоченный орган в области рекламы — центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области рекламы; Саморегулируемая организация — некоммерческая организация в форме ассоциации (союза), основанная на добровольном членстве (участии) представителей делового сообщества, осуществляющих рекламную деятельность и направленных на самостоятельное регулирование деятельности в отрасли на основании утвержденных правил и стандартов.

Общие и специальные требования к интернет-рекламе

Интернет-реклама должна быть законной, достоверной, достойной и честной.

Интернет-реклама должна соответствовать законодательству Республики Казахстан, регулирующему рекламную деятельность. Общие и специальные требования к интернет-рекламе РК отражены в Приложение №2 к Концепции.

3

Вся интернет-реклама должна быть социально ответственна, выполнена профессионально и соответствовать основным принципам добросовестной конкуренции.

Интернет-реклама должна быть этичной, то есть не должна содержать контент и ссылки на ресурсы, нарушающие нормы приличия, культурные ценности, принятые на территории Республики Казахстан в соответствующий рекламе период.

Интернет-реклама должна быть достоверной и не вводить потребителей в заблуждение.

Информация, используемая в интернет-рекламе (описания, утверждения, примеры, использование технической, научной, статистической информации и тд) должна быть обоснованной и подкрепляемой доказательствами. Обоснованность означает, что соответствующие доказательства могут быть предоставлены по запросу саморегулируемым организациям.

Интернет-реклама должна быть распознаваема и четко идентифицируема, независимо от формата и формы использования. Личность рекламодателя должна быть прозрачной, за исключением первоначального этапа тизерной рекламы.

Интернет-реклама не должна дискредитировать никакие физические или юридические лица или группу лиц, производственную или коммерческую деятельность, товар, услугу, а также не должны порочить их или предавать публичному уничижению или осмеянию.

Интернет-реклама может ссылаться на рекомендации потребителей, положительные отзывы, подтверждающую документацию, только если они являются подлинными, своевременными, проверяемыми и релевантными. Это означает, что соответствующие доказательства могут быть предоставлены по запросу саморегулируемым организациям.

В интернет-рекламе не должно быть использования изображений частных или публичных лиц, а также их собственности или ссылки на нее, в случае создания впечатления личного одобрения рекламируемой организации и/или продукта, без их предварительного согласия.

Интернет-реклама не должна содержать информацию, вводящую в заблуждение потребителей относительно безопасности изделия здоровью потребителей или окружающей среде. Соответствующие предупреждения о вреде для здоровья и безопасности должны быть четко сформулированы посредством использования изображений, звука, текста или их сочетания.

В отношении использования образов несовершеннолетних интернет-реклама не должна содержать никаких заявлений или аудиовизуальных элементов, которые могли бы нанести вред несовершеннолетним с психической, моральной или физической точки зрения. Использование в интернет-рекламе образов несовершеннолетних должно соответствовать Закону «О Рекламе».

4

Интернет-реклама лекарственных средств и медицинских изделий должна соответствовать Закону «О Рекламе» и «Правилам приема рекламы ЛС и МИ РК»

Процесс регулирования и саморегулирования интернет-рекламы.

Процесс регулирования интернет-рекламы включает в себя: 1) контроль над рекламными материалами, размещаемых в сети интернет с таргетингом на Казахстан, на соответствие законодательству РК и данной Концепции; 2)  контроль над рекламораспространителями на соответствие законодательству РК и данной Концепции объемов, площади и хронометража размещаемой интернетрекламы с таргетингом на Казахстан; 3) контроль над рекламораспространителями по исполнению налогообложения на электронную торговлю рекламными услугами (налог на «гугл») глобальными платформами. Процесс регулирования интернет-рекламы состоит из следующих этапов: — информирование рекламораспространителей о требованиях, предъявляемых к рекламным материалам, размещаемых в сети интернет с таргетингом на Казахстан. Требование о внесении в политики сетей указанных законодательных ограничений; — мониторинг рекламораспространителей в сети интернет на предмет выявления нарушений рекламного законодательства РК; — анализ собранной информации; — уведомление рекламорапространителей о выявленных нарушениях, предупреждение об отвественности; — применение ответственности в случае повторного нарушения.

Согласно законодательству Казахстана все сайты имеют статус СМИ на основании поправки к Закону РК от 23 июля 1999 года № 451-1 «О средствах массовой информации» принятой 3 мая 2001 года, а также закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей от 10 июля 2009 года. На основе этого все интернет-ресурсы: веб-сайты, чаты, блоги, интернет-магазины, электронные библиотеки и так далее, — приравниваются к средствам массовой информации с соответствующей уголовной, гражданской и административной ответственностью. Любые ресурсы, которые нарушают законодательство Казахстана, могут отключаться от доступа внутри страны, вне зависимости от страны размещения сервера и регистрации домена. Процесс мониторинга и анализа интернет-рекламы осуществляет Комитет информации Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан. Регулирующим органом в области интернет-рекламы является Министерство Информации и Общественного Развития Республики Казахстан. Уполномоченным     органом      в      области      интернет-рекламы      является Министерство Национальной Экономики Республики Казахстан.

Основной формой негосударственного регулирования рекламной деятельности является отраслевое саморегулирование, которое выступает в качестве дополнительного регулирующего инструмента в области рекламы, в том числе интернет-рекламы. Саморегулирование — комплекс мер, которые направлены на самостоятельное регулирование компаниями осуществляемой ими рекламной деятельности, в том числе

5

производство и размещение материалов интернет-рекламы, основанной на утвержденных правилах и стандартах.

Саморегулируемая организация — некоммерческая организация в форме ассоциации (союза), основанная на добровольном членстве (участии) представителей делового сообщества, осуществляющих рекламную деятельность.

Саморегулирование выполняет превентивные функции, позволяя разрешать спорные и проблемные ситуации в сфере рекламной деятельности при помощи норм и правил, установленных деловым сообществом отрасли. Таким образом институты саморегулирования занимают позицию вспомогательного регулятора на рынке.

Основные понятия интернет-рекламы (глоссарий IAB)

Имиджевая реклама — форма коммуникации, нацеленная на создание и поддержание благоприятного имиджа бренда, узнаваемости, завоевания доверия пользователя c помощью различных форматов и технологий. Поведенческая реклама — технология показа рекламных сообщений на основе данных об интересах пользователя (поведенческих характеристик). Ретаргетинговая реклама — технология показа рекламных сообщений, с помощью которой реклама направляется тем пользователям, которые уже видели рекламное объявление рекламодателя или посетили его сайт. Форматы баннерной рекламы Standart Banner («стандартный баннер») — баннерный рекламный формат фиксированного размера, расположенный в контенте сайта в специально отведенном для него месте (например, боковой баннер 240×400). Rich Media («нестандартный баннер»)— баннерный рекламный формат, который содержит интерактивные возможности и/или элементы, выходящие за границы стандартного баннерного места. Как правило, такие форматы используются для решения имиджевых задач бренда. Альтернативное название — «спецпроекты». Banner Expand — интерактивный баннер с дополнительным слоем -«расхлоп» — раскрывающийся поверх контента сайта или сдвигающий контент сайта по инициативе пользователя (клик или наведение на основной баннер). Возможно автоматическое открытие «расхлопа». Форматы онлайн-видеорекламы OLV (online video) — общее название для рекламных видеороликов, транслируемых в режиме онлайн. Делится на три части: in-stream, out-stream и in-banner video. In-stream — рекламный видеоролик, размещаемый непосредственно в видео-контенте (в плеере сайта). Может демонстрироваться перед стартом основного контента (pre- roll), во время воспроизведения (mid-roll), во время паузы (pause-roll) или по окончании демонстрации контента (post-roll). Если перечисленные форматы продаются единым пакетом, то обобщенно такой формат называется all-roll или multi-roll. Out-stream — видеореклама, которая транслируется в контенте (например, в тексте статьи) или маскируется под контент (например, под пост в социальной сети). Как правило, плеер появляется на странице после того, как пользователь прокручивает до заранее заданного места. Видео при этом воспроизводится без звука, включение звука инициируется пользователем при наведении на плеер или клике на кнопку. In-banner video — рекламный видеоролик, размещенный в баннерном формате. Видеоролик может быть встроен как в стандартный баннер, так и в «расхлоп» формата Banner Expand. Обычно видеоролик в баннере воспроизводится без звука. Звук включается наведением на область видео или кликом на кнопку.

6

Автоматическое воспроизведение видеорекламы – видеореклама или объявление, которое инициирует ‘воспроизведение’ без взаимодействия с пользователем или без явного действия для запуска видео (автоматически запускается без нажатия пользователем кнопки ‘воспроизведение’). Интерактивное видео – тип цифрового видеообъявления, в котором пользователь может выполнять некоторые расширенные действия с помощью элементов, встроенных сверх стандартных элементов управления воспроизведением видео (например, воспроизведение, пауза, перемотка назад и отключение звука). Эти взаимодействия могут включать различные призывы к действиям, формы, опросы, ссылки, меню глав и горячие точки, которые могут повлиять на развитие сюжета видеоконтента и/или детализировать конкретные части самого контента. Цель креатива -предоставить пользователю различные варианты взаимодействия с сообщением помимо просмотра видео. Вертикальная видеореклама отображается в портретном режиме, которое можно снимать в узком и высоком формате с соотношением сторон 9:16. Эти типы видеообъявлений в основном отображаются на мобильных устройствах, поскольку они имеют оптимальное соотношение сторон для заполнения всего экрана. Видеообъявление с возможностью пропуска – формат видеорекламы, позволяющий зрителям пропускать его через заданное количество секунд. Непропускаемость — отсутствие кнопки пропуска рекламы.

Форматы онлайн-аудиорекламы AudioMix — рекламная кампания, построенная преимущественно на аудиорекламе с задействованием сразу нескольких площадок, сеток аудиорекламы, в том числе и эфирного радио. In-stream — предзаписанный аудиоролик, распространяемый совместно с медиаконтентом, который содержит звуковой ряд. Interactive online audio — онлайн-аудиореклама с возможностями интерактивного взаимодействия с аудиторией. MediaMix — рекламная кампания, в которой аудиореклама используется наряду с другими видами интернет-рекламы в соответствии с определенными для нее целями/ролью. Pre-roll — аудиоролик, размещенный до начала воспроизведения медиаконтента. Midroll — аудиоролик, размещенный в логических паузах между медиаконтентом. Podcast — медиафайл по запросу, который пользователь может загрузить на персональное устройство для удобного прослушивания офлайн или онлайн. Популярность подкастов обосновывается удобством существующей платформы и функциональностью приложения. Post-listening — техническое решение, позволяющее отследить пользователей, которые совершили целевое онлайн действие в любой заданный период после того, как прослушали аудиорекламу. Remarketing — показ баннера через некоторое время на других площадках для вовлечения в интерактивное взаимодействие в более подходящий момент. Аудиореклама с голосовой реакцией — пользователь может управлять рекламой с помощью речи (отвечать на вопрос в рекламе голосом). Брендированное спонсорство — упоминание бренда в форме аудиоролика, сообщающее о том, что бренд является спонсором совмещенного с аудиорекламой контента или предоставленного аудитории доступа к контенту, который обычно является платным или еще как-либо ограниченным. Диалоговая реклама — диалог в рекламной паузе, развивающийся на основе голосовых реакций пользователя. Компаньон-баннер — графический интерактивный элемент, размещающийся на

7

экране устройства, в том числе поверх экрана блокировки на смартфонах, в момент воспроизведения рекламного аудиоролика. Основные понятия контент-маркетинга Авторство — оригинальная часть контента или действие, несвязанное с оригинальным контентом (параметры экспозиции, которые измеряют общее использование платформ социальных сетей без вовлечения). Автоматически инициируемая активность — деятельность, не требующая непосредственного участия пользователя, включая автоматическое воспроизведение контента и настроенную пользователем деятельность. Автоматически инициируемые события должны быть разделены и описаны для целей отчетности. User Generated Content (UGC) — пользовательский контент – информация, которая вводится, копируется, публикуется (или иным образом создается) пользователями платформы социальных сетей для совместного пользования с другими участниками этой платформы. В контексте этого документа UGC обычно относится к органическому (целостно поставляемому и не оплачиваемому или стимулируемому брендом или другой маркетинговой организацией) контенту, генерируемому коллегами или пользователями платформ социальных сетей. Этот документ исключает нисходящие источники (профессиональные влиятельные лица) такие, как блогеры с тематическим влиянием. Пропаганда бренда — деятельность, посредством которой пользователь создает благоприятный UGC о бренде или продукте, а затем передает положительные сообщения о бренде другим пользователям, например, в качестве рекомендации. Подсчет на стороне клиента / Инициированные пользователем события — подсчет основан на событиях, происходящих из браузера пользователя или других управляемых пользователем средств массовой информации, которые наиболее близки к фактическому измеряемому событию социальных сетей (например, подсчет события при вводе UGC, отвечающего соответствующим критериям), и фильтруются для исключения известной недопустимой активности. Перераспределение контента — преднамеренное прямое взаимодействие с пользователями с целью распространения или продвижения контента/ рекламы отдельными пользователями социальных сетей индивидуально или подмножеству пользователей (друзьям, подписчикам и т.д.), или по всей базе пользователей. Конверсия — точка, в которой получатель рекламы выполняет желаемое действие (например: щелчок, открытие файла или электронной почты, заполнение формы, переход на страницу или совершение покупки и тд). Заработанные СМИ — пользователь (потребитель) генерирует активность, основанную на доступе, просмотре, прослушивании, чтении или ином реагировании на медиа или на опыт бренда/продукта. Таргетинг — технические возможности, предлагаемые рекламодателям для размещения рекламы в определенном географическом месте и/или перед определенной аудиторией. Параметры таргетинга могут включать местоположение, демографию, интересы и поведение, такие как покупательская активность. Вовлечение — спектр потребительских рекламных действий и переживаний (взаимодействий и интересов) — когнитивных, эмоциональных и физических. Вовлечение предполагает активное участие, но может также описывать когнитивную или эмоциональную связь (например, в социальных метриках прослушивания и мониторинга, описанных ниже), в дополнение к физическому действию. Социальные медиа — виртуальные сообщества и онлайн-сети, где создают, делятся или обмениваются информацией, идеями, контентом и мнениями, включая разговоры о бренде или непосредственно контакт с ним. Платформа социальных сетей — средство информации, сайт (полностью или частично), приложение, виджет или другой медийный механизм, который имеет социальную направленность. Платформа захватывает комментарии пользователей и облегчает обмен информацией между пользователями определенной сети, то есть

8

представляет собой канал для обмена информацией, мнениями/опытом от пользователей этой платформы или позволяет осуществлять межпользовательское сотрудничество. Инфлюенсеры – пользователи с возможностью связаться с другими пользователями или повлиять на их мышление в социальном онлайн-сообществе. Как правило, онлайн- сообщество определяется количеством непосредственно подключенных пользователей, связанных с учетной данной записью или профилем. Инфлюенсеры — человек, группа или организация, способные охватить и повлиять на мышление и поведение другого человека или группы людей с помощью опыта, знаний, репутации и социальный активности. Условный расчет — данные, относящиеся к измеренному в социальных сетях событию, которое не исходило от пользователя, а было выведено на основе другой информации, связанной с этим событием /пользователем/ связанными с ним пользователями. Условно рассчитанные данные поступают от организации- измерителя, а не от пользователя. Условный расчет может быть разумным и приемлемым статистическим процессом, но соответствующие выводы и процессы сбора данных должны быть в целях получения эмпирической поддержки. Взаимодействие — метрики взаимодействия, включающие измерение индивидуальных взаимодействий пользователей (обычно поддающихся количественной оценке физических или механических действий с контентом) с оригинальным контентом или рекламой на платформах социальных сетей. Такие взаимодействия могут быть внутренними (видимыми только для платформы или измерительной организации) или публичными (видимыми для одного или нескольких пользователей платформы). Мнение – представление или суждение, сформированное о чем-либо, не обязательно основанное на факте или знании. Органический контент — целостный контент, созданный пользователями, а не оплаченный или стимулированный брендом или другой маркетинговой организацией. Органический охват — общее уникальное количество фактических пользователей, подвергшихся воздействию органического (неоплачиваемого) контента в его исходном формате (в общей ленте, бегущей строке, странице и т. д.). Собственные СМИ — медиа-канал, который принадлежит и косвенно контролируется медиа-центром или брендом, например, веб-сайтом, страницей, учетной записью, станцией (радио или телевидение) или приложением. Собственные средства массовой информации должны определяться вертикалью или контекстом измерения. Платные СМИ — бренд или другая маркетинговая организация, оплачивающие СМИ за рекламу, обмен сообщениями или спонсорство бренда. Может также называться спонсируемым медиа или нативным рекламным контентом. Спонсированные СМИ — средства массовой информации, подверженные влиянию бренда посредством оплаты или других стимулов при условии того, что сообщение не контролируется таким образом, как реклама, созданная брендом. Платный охват — общее уникальное количество фактических пользователей, подверженных платному контенту или рекламе в исходном формате (в общей ленте, бегущей строке, странице и т. д.). Потенциальный охват — прогнозируемый охват (общее количество уникальных пользователей), основанный на подсчете подмножества пользователей платформы или сети, таких как друзья, последователи или поклонники. Потенциальный охват должен быть ограничен использованием только планового показателя (а не в качестве валютного измерения). Теоретический охват — смоделированный охват (общее количество уникальных пользователей) на основе валового мультипликатора пользователей, представляющего некоторую оценку потенциального воздействия (например, прогнозирование доставки

9

пострекламы на основе валового мультипликатора,). Теоретического охвата, как правило, следует избегать, особенно в качестве показателя отчетности. Вирусный / Заработанный охват — общее уникальное количество фактических пользователей, подвергшихся воздействию контента или рекламы, которая включает органическое и/или оплаченное, но также последующее воздействие и усиление в результате перераспределения контента (вирусное или “вирусность”, совместное использование, повторный твит и т. д.). Очистка — сбор или извлечение данных, при котором используются программные методы для извлечения HTML-кода, информации и контента, не связанного с API, со страниц, платформ или другой собственности, если это допустимо с точки зрения условий и положений. Мнение — взгляд или отношение к ситуации, опыту, событию, продукту или бренду; чувство, смысл или эмоция, выраженные пользователем социальных сетей. Потоковое сообщение — набор сообщений, записей или событий, связанных с общим фрагментом исходного контента. Нелицензионный контент («пиратский контент») — контент, распространяемый с нарушением действующего законодательства.

Общие термины и определения Traffic loss — потери трафика; синтетическая метрика, содержащая процент показов, которые не привели к досмотру, клику или закрытию креатива. User experience — опыт пользователя, влияющий на его предпочтения. В понятие может входить как опыт навигации по конкретному сайту, так и опыт общения с брендом (рекламными материалами, приложениями и пр.) в целом. Viewability — метрика, оценивающая возможность визуального контакта пользователя с рекламным материалом, базируется на оценке площади креатива, и временного промежутка, в течение которого креатив находился в видимой области в активной вкладке. PayWall — способ монетизации контента, при котором пользователю предлагается заплатить определенную сумму за получение доступа к контенту (приобритение платной подписки). Особенно распространено в онлайн-кинотеатрах. Как правило, в рамках платного доступа к контенту сайт не показывает пользователю рекламу, поэтому данный способ монетизации является одним из способов решения проблемы Ad Block publisher. Также существует вариант PayWall, в котором publisher продает именно услугу отключения рекламы (например, wi-fi в метро). Клик – взаимодействие посетителя с рекламой. Клик означает щелчок по рекламе, когда посетитель направляется к месту назначения рекламодателя. Файл Cookie – файл на жестком диске веб-пользователя (хранится в одном из подкаталогов каталога файлов браузера), используемый веб-сайтами для записи данных о пользователе. Некоторые программы для ротации рекламы используют файлы cookie, чтобы увидеть, какое объявление пользователь только что увидел, так что другое объявление будет направлено в следующий вид страницы. Ad Pod — рекламный блок — совокупность нескольких рекламных сообщений подряд. Ad Block — программное обеспечение, разработанное для блокировки рекламных материалов. Распространяется как в виде расширений к браузерам, так и в виде отдельных программ и приложений. Botnet — серверы/машины, созданные для накрутки трафика. Действуют как большинство пользователей и создают события (просмотры рекламы и т.д.). Brand safety — защита бренда рекламодателя и его рекламных креативов от упоминания в негативном/неблагоприятном для репутации бренда информационном контексте. Clutter — метрика, отражающая уровень рекламного шума, объем рекламных

10

сообщений в категории на 1 потребителя. В более узком смысле — это количество рекламных баннеров в пределах одного экрана. Уровень клаттера может быть большим, малым или отсутствовать. Если этот уровень– высокий, рекламные сообщения и основной контент начинают вызывать у пользователей негативную реакцию. Fraud — недействительный трафик, являющийся результатом намеренной манипуляции с откруткой рекламы и/или её измерениями, либо создающий фиктивную пользовательскую активность. Лояльный формат — рекламные сообщения, не прерывающие навигацию пользователей по контенту сайтов и оказывающие минимальное раздражающее воздействие на пользователя.