03.01.2024
С 1 января 2024 года Микки Маус стал общественным достоянием. Образ самого знаменитого в мире грызуна смогут бесплатно использовать режиссеры, сценаристы и художники по всему миру, сообщает Times.
Речь, правда, идет только о самой первой, черно-белой версии Микки, который впервые появился в немом мультфильме 1928 года «Пароходик Вилли», спас от разорения компанию Уолта Диснея и заложил основы мировой мультипликации.
В соответствии с американским законом об авторских правах, который на протяжении жизни Микки Мауса под давлением Disney несколько раз менялся, за что в насмешку даже получил название «Закона о защите Микки Мауса», монополию можно сохранять 95 лет.
Компания Disney утверждает, что и дальше будет пристально приглядывать за тем, как используют ее самого знаменитого персонажа. «Микки продолжит играть роль глобального посланника компании Уолта Диснея в наших историях, парках развлечений и товарах, ну а мы, разумеется, будем и дальше защищать авторские права на более поздние версии Микки Мауса и другие материалы, защищенные копирайтом», — говорится в заявлении компании Disney.
Кстати, «Пароходик Вилли», — не единственная широко известная интеллектуальная собственность, которая передается в общественное пользование. Дженнифер Дженкинс, директор центра по изучению общественного домена при университете Дюка, опубликовала целый список книг, пьес, фильмов и музыкальных произведений, у которых истекает срок действия авторских прав. Среди них — роман «Любовник леди Чаттерлей» Дэвида Лоуренса, «Орландо» Вирджинии Вулф и фильм Чарли Чаплина «Цирк».
О том, какая судьба может ожидать «беззащитных» с точки зрения авторских прав персонажей, можно судить по Винни-Пуху. Вскоре после того, как в прошлом году истек копирайт на книгу Милна, Винни и Пятачок появились в фильме-страшилке «Винни-Пух: кровь и мед», где медвежонок с поросенком превратились в кровожадных убийц и терроризируют Кристофера Робина и его приятелей, которые забрели в Зачарованный лес.
Однако Микки защищен получше. Он по-прежнему остается товарным и корпоративным знаком компании Disney и идентификатором ее бренда, а закон запрещает любое использование такого персонажа, которое может ввести в заблуждение потребителей.
Впрочем, как полагает профессор права из университета Южного Иллинойса Цви Розен, решать, что можно и что нельзя делать со знаменитыми персонажами, в конечном счете будет суд.
«Кто-то обязательно сделает что-то, за что Disney подаст на него в суд, — считает он, — и это практически неизбежно».