Мольдер Рысалиева: последние события показали, что платформа маркетплейса устойчива даже в кризисные времена

1299

22.06.2022

Сегодня гость TribuneМольдер Рысалиева, генеральный директор Ozon в Казахстане. Она подробно рассказала, как отразились на работе маркетплейса январские и февральские события, на какие рынки нацелен Ozon, какова аудитория интернет-магазина и возможно ли на нем размещать стороннюю рекламу. А также о том, какие цели были поставлены перед ней с приходом в Ozon, почему решила променять журналистику на мир ecom и как удается совмещать успешную, активную карьеру с воспитанием детей.

Начнем с темы дискуссии, которая прошла на конференции ADTribune, «Опыт кризисного управления в реальном времени». Как Ozon справляется с сегодняшними вызовами? Что изменилось в работе вашей компании в связи с последними событиями?

— Мы продолжаем работу в Казахстане в штатном режиме. Еще до всех событий в числе наших планов было развитие международного направления, сейчас эти намерения только укрепляются. Мы усиливаем присутствие на рынках в Казахстане и Беларуси, планируем расширять сотрудничество с продавцами из Китая и Турции.

В связи с последними событиями казахстанский Ozon снизит свою деятельность или наоборот расширит?

— В этом году Ozon планирует увеличить товарооборот на 80%. В 2021 году мы удвоили свои мощности по складам, утроили количество пунктов выдачи заказов, увеличили количество курьеров и много инвестировали в IT-инфраструктуру. Благодаря этим инвестициям у нас есть мощная база для поддержания роста бизнеса в этом году.

Если говорить отдельно про рынок в Казахстане, мы видим, что наш ассортимент и сервис более чем востребованы в регионе. В любое время, особенно в кризис, люди нуждаются в товарах повседневного спроса, одежде для всей семьи и многом другом. Например, самыми быстрорастущими категориями в весенние месяцы в Казахстане стали: аксессуары для ухода за автомобилями, смартфоны, мелкая бытовая техника. Из продовольственных товаров казахстанские покупатели предпочитают заказывать онлайн: муку и крупы, детские каши и молочные смеси, хлебцы и корм для животных. Наша задача – удовлетворить этот спрос.

Последние события показали, что платформа маркетплейса устойчива даже в кризисные времена. Во-первых, ассортимент для покупателей формируют продавцы, которых у нас на площадке тысячи. Даже если кто-то один останавливает продажи, остальные продолжают работу. Во-вторых, ассортимент в офлайн-магазинах в мелких городах может быть не такой широкий, как в магазинах в крупных городах или на онлайн витрине. А мы, благодаря развитой логистической инфраструктуре, доставляем товары практически во все регионы Казахстана.

Какую долю составляют товары казахстанских продавцов в вашем маркетплейсе? Насколько она увеличилась по сравнению с прошлым годом?

— Число казахстанских предпринимателей на нашей площадке стремительно растет. Видим, что на площадку приходит много продавцов, продающих электронику, комплектующие для компьютеров, FMCG-товары. Быстрый рост числа продавцов объясняется тем, что мы начали в прошлом году усиливать присутствие на рынке Казахстана, в том числе, развивать инфраструктуру и строить платформу маркетплейса для местных предпринимателей. Так, мы уже открыли 2 сортировочных центра в крупнейших городах Казахстана и более 40 брендированных точек самовывоза. По нашему опыту, развитая логистическая инфраструктура позволяет увеличить число продавцов в регионе в среднем на 50% – они могут быстрее и дешевле доставлять товары покупателям.

Какая аудитория у Ozon? Размещаете ли вы на своей площадке стороннюю рекламу?

— Месячная аудитория Ozon – 48,6 млн человек. Более 10 млн человек заходят на Ozon ежедневно. Такая большая аудитория – отличная база для продвижения своей продукции посредством рекламных инструментов. Они помогают увеличить продажи, выделиться среди конкурентов и собрать вокруг бренда лояльную аудиторию. По статистике, у продавцов, которые запускали рекламу на Ozon, в 3,7 раз больше продаж.

У нас есть разные инструменты продвижения для продавцов: они могут запускать медийную, таргетированную или контекстную рекламу. Еще один мощный инструмент для продвижения товаров – участие в акциях. Наши продавцы могут присоединяться к глобальным акциям Ozon или запускать собственные акции для покупателей.

С апреля этого года мы открыли возможность размещать рекламу на Ozon сторонним рекламодателям, которые не торгуют товарами на маркетплейсе. Не исключаем возможности, что эта опция будет доступна в будущем во всех регионах присутствия Ozon.

Сравнительно недавно, месяц назад, Ozon запустил новый рекламный формат — видеобаннеры, которые будут отображаться на главной странице маркетплейса вместе с карточкой товара. Можете рассказать о нем чуть подробнее?

— Продавцам и партнерам стал доступен новый инструмент для продвижения своего магазина – видеобаннеры на главной странице сайта Ozon. Благодаря этому инструменту продавцы смогут сделать свою рекламную стратегию более сбалансированной. Интерфейс инструмента позволяет таргетировать размещенные баннеры на нужную продавцу аудиторию, в том числе и на покупателей в Казахстане.

Сотрудничаете ли вы с инфлюенсерами?

— Недавно мы проводили исследование вместе с Brand Science об узнаваемости нашего бренда в Казахстане. Результаты показали, что знание нашего бренда у аудитории Казахстана сильно выросло за последние полгода: по итогам 1 квартала 2022 мы поднялись с 12 места на 7. Думаю, что это стало результатом активной маркетинговой кампании, которую мы проводили ранее – размещали наружную рекламу и ролики на телевидении, участвовали в конференциях.

О нас пишут многие известные блогеры, заказывающие товары у нас на сайте, такие как Мика Избасарова, Айсауле Бакытбек, Разия Кузиева, Катрин Казтай. Получать отзывы о сервисе всегда очень приятно, но я думаю, что поток покупателей на нашей площадке растет преимущественно за счет качественного сервиса. Мы обеспечиваем нашим покупателям стабильную и быструю доставку, постоянно работаем над расширением ассортимента и привлечением новых продавцов.

— Какие задачи перед вами поставили, когда вы пришли в компанию?

— Я присоединилась к команде Ozon в октябре 2021 года для реализации стратегических проектов и инициатив компании, связанных с развитием маркетплейса в Казахстане. Моей первостепенной задачей было сформировать команду и запустить на поток продажи казахстанских продавцов. Мы и раньше оформляли заказы из Казахстана в Россию и наоборот, но именно в прошлом году начали развивать платформу маркетплейса для местных предпринимателей в Казахстане.

Мольдер, можете рассказать о себе. Как вы из журналистики попали в мир e-com? Помогло ли журналистское образование в этой отрасли? Сколько времени у вас занимает работа, чему посвящаете свободное время? Как удается воспитывать детей и при этом строить отличную карьеру? Кто вам в этом помогает? 

— Уже работая на позиции выпускающего редактора в журналистике я поняла, что мне было бы интересно пойти дальше и попробовать себя на управленческих позициях или перейти на сторону бизнеса. В 2013 году я как раз вернулась из Астаны в Алматы и узнала, что в Lamoda ищут PR-менеджера. Я подумала, что это будет отличная возможность для меня перейти на сторону бизнеса, тем более, что PR и журналистика считаются схожими профессиями. В Lamoda я стала постепенно узнавать мир электронной коммерции. Мне так все нравилось, что я стала погружаться все глубже и глубже в детали бизнеса и изучать, как строится электронная коммерция. Так, благодаря большому интересу к своему делу, шаг за шагом, мне удалось построить хорошую карьеру в компании и занять должность генерального директора Lamoda.

В моей карьере мне, однозначно, помогли коммуникационные навыки, развитые за время работы в журналистике. В Lamoda, кроме внешних связей, я отвечала и за внутренний пиар. Наработанные коммуникационные навыки мне очень пригодились при работе с коллегами, а чуть позже оказались полезными и в работе на управленческих позициях.

Конечно, работа занимает много времени. В первые месяцы в Ozon очень многие процессы нужно было строить с нуля. Свободного времени тогда было не так много. Появляться оно начало буквально вот в последнее время, когда какие-то процессы уже встали на рельсы. Все свободные часы я посвящаю семье: мы с мужем и детьми стараемся куда-то выезжать вместе за город или устраиваем совместные семейные ужины.

Большую помощь в воспитании детей мне оказывает мой муж. При такой поддержке все получается совмещать – уделять внимание детям и фокусироваться на рабочих задачах. Насыщенные рабочие будни отнимают много сил и времени, но это никак не сказывается на моих взаимоотношениях с семьей. Мне кажется, самое главное, чтобы у самой женщины в голове не было барьеров. Наличие детей совершенно не означает, что женщина не может строить карьеру. Очень многие женщины в Казахстане и работают, и растят детей, я такая же.

Саида Сулеева