02.05.2023
48% опрошенных казахстанских покупателей ждут повышения цен в ближайшие месяцы, каждый пятый покупатель ожидает роста цен на товары повседневного спроса более чем на 20% в следующие 3 месяца. Такие данные были озвучены Мадиной Сейсенгалиевой, коммерческим директором компании NielsenIQ Kazakhstan, на 17-ом Международном Конвенте «Мир торговли», который прошел в Алматы с 27 по 29 апреля.
Так, большинство опрошенных производителей хотят повысить цены на свои бренды и продукты до 10%.
По словам Мадины Сейсенгалиевой, большая часть продовольственных категорий товаров показывает падение объемов продаж. Только 12 категорий растут по сравнению с прошлым годом. Самыми быстрорастущими категориями являются шоколадные батончики (+14,8%) и бисквиты (+14,7%). Больше всего упали продажи подгузников – на 23,5% и салфетки – на 25,2% по сравнению с прошлым годом.
Годовой уровень инфляции в Казахстане в декабре 2022 года вырос до 20,3% — самого высокого уровня с сентября 2016 года.
«Казахстанскому покупателю сейчас приходится непросто. Доходы растут не так быстро, как растут цены на товары. Большинство покупателей вынуждены экономить, потому что они тратят на товары FMCG половину и больше своего дохода. Рост цен, который мы наблюдаем по данным Агентства РК по статистике, очень сильно бьет по карманам нашего покупателя. Те изменения, которые мы видим, — это только начало. Весь 2022 год мы не видели резкого падения потребления, надеясь, что ситуация стабилизируется. А в начале 2023 года мы уже видим по некоторым категориям товаров резкое падение потребления. Это связано с тем, что давление на кошелек покупателя растет и, по нашим ожиданиям, покупатель и дальше будет переходить на более дешевые ценовые сегменты», — отметила эксперт.
По данным исследования, казахстанский покупатель продолжает выбирать самый доступный по цене товар, отводя на второй план такие характеристики, как питательность и экологичность продукта. Результаты показали, что 61% опрошенных покупателей переходят на более дешевые торговые марки. Но, несмотря на это, 77% производителей планируют запуск новых продуктов, а большинство именно в премиум сегменте.
«Стратегия по управлению ассортиментом в 2023 году меняется. Большинство розничных сетей также будут расширять свой текущий ассортимент за счет увеличения эксклюзивного импорта», — пояснила Мадина Сейсенгалиева.
Опрос производителей и розничных сетей также показал, что 32% ожидают слияние и поглощение среди игроков офлайн торговли, 26% ожидают дальнейшего снижения объемов потребления, а 16% ждут усиления государственного регулирования отрасли и рынка FMCG из-за высокого социального давления.
Примечательно, что 95% опрошенных руководителей бизнеса оценивают итоги 2022 года как положительные. 84% ожидают роста бизнеса в денежном выражении более чем на 10%, 53% опрошенных ожидают в целом рост рынка FMCG в Казахстане на более чем 10%.
Фото NielsenIQ Kazakhstan