16.02.2023
Tribune публикует данные первого аналитического обзора развития экосистем в казахстанском телекоме — СorpUp Telecom, подготовленного Tech Hub МФЦА.
Его цель — познакомить читателя с главными трендами, кардинально меняющими телеком-индустрию сегодня, рассказать об экосистемах казахстанских мобильных операторов, а также привести успешные кейсы сотрудничества телеком-компаний со стартапами.
«На протяжении нескольких лет мы помогаем казахстанским компаниям развивать открытые и внутренние инновации, проводя скаутинг технологических проектов, акселерационные программы, нетворкинг мероприятия, а также исследования рынка. В ноябре 2021 года мы выпустили первый аналитический обзор рынка корпоративных инноваций в Казахстане — СorpUp Kazakhstan. Изучая разные отрасли экономики, мы решили посвятить следующее исследование телекому, как одной из самых динамично развивающихся индустрий в Казахстане и мире», — отметил Бекжан Мутанов, генеральный директор Tech Hub МФЦА.
Телеком-индустрия, долгое время показывавшая высокую маржинальность по сравнению с остальным рынком, последние 10 лет переживает заметное замедление темпов роста. По данным IDC, ежегодный прирост выручки от традиционных телеком услуг и IPTV по миру прогнозируется на уровне всего в 1,5% до 2026 года.
Телеком вынужден переосмысливать стратегии роста и искать новые источники доходов с учетом следующих трендов:
— высокий уровень насыщения рынка (126% или в среднем 1,3 сим-карты на одного жителя);
— сокращение абонентской базы (на 20% с введения в 2013 году требования регистрации сотового номера в привязке к ИИН);
— усиление конкуренции между операторами, поиск факторов качественной дифференциации;
— сужение традиционных источников доходов (голосовая связь, SMS и др.);
— высокие капитальные затраты на развитие инфраструктуры (большая территория и низкая плотность населения);
— риск коммодитизации базовых телеком услуг.
Онлайн-опрос, проведенный Tech Hub МФЦА показал, что 112 респондентов-специалистов телеком компаний Казахстана наиболее перспективными экосистемными продуктами считают кибербезопасность, Big Data и IoT.
В Казахстане представлено три главных мобильных оператора (Beeline Казахстан, Kcell и Tele2/Altel), которые заявляют о развитии или создании собственных экосистем цифровых сервисов.
Beeline Казахстан (ТОО «КаР-Тел») является крупнейшим мобильным оператором Казахстана с абонентской базой более 10 млн. человек. Его уже нельзя назвать просто телекомом, сейчас это полноценная технологическая компания с собственной цифровой экосистемой. Она включает в себя десятки цифровых non-core продуктов, общая аудитория которых превышает 6,5 млн. пользователей.
На данный момент экосистема компании, помимо финансов и развлекательных сервисов, включает в себя AdTech, автоматизацию процессов, IoT-решения, life-style сервисы, электронную коммерцию, Cloud и др. В рамках entertainment запущены продукты BeeTV (MAU — 647 тыс), собственный музыкальный сервис hitter (MAU — 39 тыс), направление мобильного гейминга (MAU — 813 тыс), а также партнерские подписки к сторонним развлекательным сервисам.
АО «Кселл» — один из лидеров по предоставлению услуг мобильной и фиксированной связи в Казахстане с абонентской базой более 8 млн. пользователей.
В рамках развития открытой цифровой экосистемы в 2021 году было запущено суперприложение Kcell/activ. В планах компании — интегрировать в суперапп delivery, travel и EduTech сервисы. Помимо core продуктов вроде классических услуг связи, виртуальной АТС или частных сетей LTE для крупных промышленных комплексов, оператор предлагает решения по телеметрии, интернету вещей и Big Data. На сегодня портфель развлекательных сервисов Kcell включает ряд OTT cервисов под брендом Mobi (TV, Music, Kino, Press), а также партнерские сервисы.
Бренд Tele2 вышел на рынок Казахстана в 2010 году, а в 2016 году объединился с первым национальным оператором мобильной связи Altel, основанным в 1994 году. По оценкам оператора, в 2021 году абоненты Tele2/Altel генерировали порядка 60% общего потребления мобильного интернета в стране.
Сейчас в компании запущены 3 трайба, ядром каждой из которых является digital разработка. В каждой команде присутствует свой маркетинг, продуктовая разработка и юристы. Драйвером диверсификации бизнеса является B2C направление (финтех, контент и медиа, гейминг и др.), в котором Tele2/ Altel традиционно имеет сильные позиции.
В число сервисов Tele2/Altel входят мобильный таргетинг, анализ геоданных, верификация и кредитный скоринг. Сегодня оператор предлагает игры, интернет, телевидение и кино в приложении Tele2 TV, а также подписки на партнерские сервисы.
Полный обзор исследования можно прочесть здесь: https://tech.aifc.kz/files/pages/2024/docs/18/corpup-telecom.pdf.