Узбекистан в цифре: кто, как и зачем использует соцсети в 2025 году

90

10.07.2025

Социальные сети в Узбекистане давно вышли за рамки простого общения. Сегодня они стали зеркалом интересов, привычек и даже уровня достатка. Согласно свежему исследованию* Alvin Market, представленному Натальей Оспановой — директором группы исследовательских компаний «Alvin Market», членом ESOMAR и премиум-партнёром marketing.uz, нашему изданию, цифровое поведение узбекистанцев становится всё более осознанным и сегментированным.

Гендерные различия в использовании соцсетей

Исследование продемонстрировало, что в соцсетях есть «женские» и «мужские» территории (стоит отметить, что Телеграм не вошел в периметр обзора, так как его классифицировали как мессенджер).

Instagram — безусловный лидер у женской аудитории. Это пространство визуального контента, коммуникации, лайфстайла.

Мужчины доминируют в следующих соц.сетях:

  • YouTube — контентно нагруженная платформа, где преобладает информационный, технический и развлекательный контент, особенно видеообзоры и «how-to».
  • Одноклассники остаются у мужчин старшего возраста важным каналом связи и информации.
  • Х — традиционно «мужская» платформа с акцентом на новости, политику и экспертные мнения.

Возрастные предпочтенияПо результатам исследования легко проследить, какие платформы «стареют» вместе со своей аудиторией, а какие, наоборот, набирают обороты в каждом новом поколении.

У Instagram широкий охват аудитории, но очевидна молодежная ориентация.

Tik-Tok — преимущественно молодёжная платформа. Активность резко падает с возрастом. Подходит для общения с аудиторией до 24 лет.

К YouTube зафиксирован стабильный интерес во всех возрастных категориях, который даже усиливается с возрастом. Эта платформа с максимальным возрастным охватом. Отличный канал для брендов с визуальным контентом и объяснительными форматами.

Facebook — чётко позиционируется на взрослую аудиторию. Мало используется молодёжью, но становится всё более востребованным в зрелых группах. Подходит для коммуникаций с людьми 40+.

Одноклассники — классика для старшего поколения.

Какие соцсети предпочитают люди с высоким уровнем дохода?

Где «ловить» аффлюент аудиторию?

Instagram – ключевая платформа и остаётся главной площадкой для брендов премиум и миддл+ сегмента, особенно в визуальных нишах (мода, lifestyle, услуги).

Facebook — Стратегический канал для старшей обеспеченной аудитории.

YouTube больше работает на привлечение аудитории с низким доходом.

Цели использования соцсетей

Информация о целях использования особенно полезна для брендов, формирующих контент-стратегию и подбирающих точки соприкосновения с пользователем.

Какой контент бренды должны создавать, чтобы попасть в зону внимания целевой аудитории?

—           Делать развлекательный и визуальный контент

—           Упаковывать информацию легко и нативно, чтобы ее легко было найти

—           Создавать виральность. когда контентом хочется поделиться с окружением

—           Вовлекать инфлюенсеров

—           Вовлекать пользователей в «общение с брендом», поскольку аудитория готова говорить, не только слушать

Поведенческие паттерны перед покупками


Среди тех, кто совершал покупки онлайн в течение последнего года:

— 70% читают отзывы и комментарии,
— 66% изучают характеристики товара,
— 16% пишут в чат поддержки,
— 9% звонят в службу техподдержки.

Вывод

Цифровое поведение жителей Узбекистана в 2025 году становится всё более осознанным и сегментированным — соцсети перестали быть просто каналами общения и превратились в зеркальное отражение интересов, возраста, пола и уровня дохода пользователей.

  • Instagram и YouTube — безусловные лидеры, устойчиво удерживающие популярность во всех демографических группах.
  • Гендерные и возрастные различия в выборе платформ проявляются ярко. Instagram — женская территория. YouTube — преимущественно мужская. Одноклассники — важный канал коммуникации для со зрелой аудиторией. TikTok – фаворит у молодежи.
  • Мотивация использования соцсетей смещается от общения к потреблению контента, информации и взаимодействию с брендами — 70% читают отзывы перед покупкой, 63% ищут информацию, почти треть уже публикует собственный контент. Это отражает зрелость пользовательской аудитории и растущий потенциал коммерциализации соцмедиа.

Что это значит для бизнеса и брендов

Бизнесу важно это учитывать профиль аудитории соцсетей, потому что эффективный digital — это не просто «присутствие в соцсетях», а точное понимание: где, с кем и как говорить. Стоит все-таки учитывать гендер и возраст, необходимо создавать контент, который развлекает, обучает и вдохновляет. Превратите соцсети в точку продаж, а не просто витрину.

* Методология исследования: в мае 2025 года было опрошено 500 городских жителей Узбекистана старше 18 лет. Выборка – CAWI (Computer-Assisted Web Interviewing), средняя продолжительность заполнения 15 минут.