19.12.2022
С 2018 по 2022 год в нашей стране закрылось 6700 традиционных магазинов. Об этом сообщила коммерческий директор NielsenIQ Kazakhstan Мадина Сейсенгалиева на 16-м международном конвенте Мир торговли.
«Каждый год снижается количество точек традиционной розницы. Это те торговые точки, которые продают за прилавком. Между тем растет количество магазинов современной розницы (тип обслуживания – самообслуживание). Причем распределение этих точек неравномерно. За последние 5 лет, с 2018 по 2022 год, закрылось традиционных магазинов 6700, а открылось всего 1200», — отметила эксперт.
Сейчас в Казахстане функционируют 5500 магазинов современной розницы, которые генерируют половину товарооборота рынка FMCG в деньгах и продовольственных товарах. В непродовольственных товарах этот показатель еще больше – 59% всего товарооборота этих категорий проходит через современную розницу.
По данным исследования, в традиционные магазины в Алматы и Астане ходят примерно 17 раз в месяц, но больше всего денег покупатель оставляет в супермаркетах, в Алматы — 43%, в столице — 44%.
Быстро растут магазины площадью 40-100 кв.м. и большие магазины площадью 100-300 кв.м. Прирост продаж к прошлому году в данных форматах торговли опережают продажи даже в супермаркетах площадью от 300 кв.м.
Развитие цивилизованных форматов продаж сопровождается ростом темпов развития онлайн-торговли. В 2022 году он сравнялся с темпами роста офлайн-каналов продаж и вырос на 20-30% по сравнению с прошлым годом.
«Если раньше онлайн-канал был дополнением к нашему регулярному походу в магазин за продуктами питания, и мы могли покупать там уникальный ассортимент, вещи, которые сложно найти в традиционных магазинах, а миссия покупки в онлайн-канале была для особых случаев, то в этом году мы видим уникальную ситуацию. Основная покупательская миссия в онлайне сегодня — это регулярное большое пополнение запасов. Покупка продовольственных товаров онлайн показывает самый большой рост. То есть основной закуп как миссия покупки начинает переходить в онлайн», — рассказала Мадина Сейсенгалиева.
В этом году ТОП-категориями товаров в онлайне стали свежие фрукты и овощи, молочные продукты, стиральные порошки, бакалейная продукция, безалкогольные напитки, средства для волос, подгузники, шоколад и печенье. 70% товаров этих категорий совпадают с ТОП-категориями в офлайне.
Напомним, что 16-й международный конвент Мир торговли состоялся в Алматы с 1 по 3 декабря. На своей площадке он собрал 57 компаний-поставщиков из разных стран, а также более 50 представителей крупных торговых сетей из Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Армении и Грузии.
Фото telegra.ph