В России усомнилось в эффективности измерителя рунета

310

08.11.2021

Разработанная Роскомнадзором методика подсчета аудитории интернет-сервисов, которую будет использовать единый измеритель рунета, может оказаться неэффективной, полагают в Минэкономики. Она, по оценке министерства, не содержит алгоритма действий и математического аппарата, позволяющих определить аудиторию сайтов. Эксперты уточняют, что ни одна из текущих систем подсчета посетителей сайтов не может обеспечить реальную точность: до 30% аудитории составляют боты, пишет kommersant.ru.

Закон о едином измерителе в РФ был принят в июне. Роскомнадзор должен выбрать организацию, которая будет измерять аудиторию в интернете. Данные измерителю обязаны передавать СМИ, аудиовизуальные сервисы, новостные агрегаторы, телеканалы в интернете и другие сайты.

Единый измеритель будет оценивать аудиторию старше 12 лет с помощью «социологических методов, а также методов математической статистики, анализа данных и математического моделирования». Но такой подход не позволяет верифицировать и контролировать проведенные исследования, поскольку на одном и том же материале могут быть получены разные результаты, указывает Минэкономики. Непонятно также, каким образом единый измеритель должен отсекать аудиторию младше 12 лет, поскольку у него нет данных о возрасте респондентов, говорится в отзыве.

В целом в министерстве считают, что документ Роскомнадзора не соответствует заявленным целям, поскольку не содержит методологии, алгоритма действий и математического аппарата, позволяющих определить объемы аудитории сайтов.

Сами интернет-сервисы утверждают, что не могут верифицировать данные об аудитории. Закон требует передать информацию о факте смотрения контента, но не обязывает площадку проверять, кто именно его смотрел, отмечает гендиректор Megogo Россия Виктор Чеканов. «Есть сомнения, насколько достоверно измеритель сможет считать количество пользователей и просмотров», — добавил он. В «Яндексе», Okko, ivi, Mediascope отказались от комментариев. В VK (ранее — Mail.ru Group) не ответили на запрос издания.

Единой методики подсчета аудитории в рунете не существует, все измерения относительны, подчеркивает гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. Сейчас, по его словам, измерения опираются на несколько источников данных, например аудиторную панель и счетчики на сайте, и такие подсчеты «не очень точны».

Обеспечить точность измерений аудитории интернет-сервисов невозможно — в любом случае погрешность будет в тысячи пользователей, соглашается основатель LiveInternet Герман Клименко. Сейчас, по его оценке, до 30% аудитории любого ресурса — это боты. Рекламодатели, отмечает эксперт, предпочитают использовать существующие системы измерения аудитории, например «Яндекс.Метрику» или Google Analytics, которые уже обогащены информацией о предпочтениях пользователя.

фото pexels.com