Зульфия Ибрагимова: однозначно винная отрасль будет развиваться в Казахстане

318

23.10.2024

Три года назад в Казахстане разрешили рекламу отечественного вина в прессе, на радио и ТВ. Но всплеска рекламных кампаний винных казахстанских брендов так и не произошло.

Сегодня Tribune беседует с Зульфией Ибрагимовой, президентом Ассоциации Сомелье Казахстана.

Она рассказала, к каким напиткам в последние годы наблюдается интерес со стороны потребителей, назвала самые популярные сорта вин и страны-производителей. Сообщила, кто является основным потребителем винной продукции, насколько активны в маркетинге иностранные производители и какие маркетинговые действия и каналы коммуникации они используют, а также озвучила прогноз относительно развития винной отрасли в Казахстане.

— Какие функции у вашей ассоциации? И насколько она важна для винной отрасли страны?

— Ассоциация Сомелье Казахстана (KazSomm Association) была основана в 2017 году и с 2023 года имеет статус некоммерческой организации.

На сегодняшний день KazSomm Association — единственная ассоциация Центральной Азии, входящая в Международную Ассоциацию сомелье ASI.

Организация играет важную роль в развитии винного сообщества страны, давая возможность специалистам винной отрасли проходить внутренние и международные экзамены, а также участвовать в континентальных и международных конкурсах и лагерях подготовки под эгидой ASI, представляя Казахстан на мировой арене.

— Кто входит в вашу Ассоциацию?

— В Ассоциации состоят как винные энтузиасты и любители, так и представители винной индустрии, такие как сомелье, кависты, работники виноторговых компаний.

— Как вы оцениваете отрасль в стране? Падает или, наоборот, растет потребление?

— Потребление алкоголя, несомненно, растет не только в количественном, но и в качественном показателях.

За последние 5 лет наблюдается больше интереса со стороны потребителя к коктейлям и вину, люди постепенно начинают отдавать предпочтение напиткам с меньшим уровнем алкоголя.

Все чаще замечаю, что меньше бездумного потребления ради забвения, потребитель хочет быть погружен в тему. 

— Какие производители наиболее популярны?

— На рынке представлены сотни, а то и тысячи различных производителей, поэтому однозначно сказать сложно. Разумеется, по популярности мы соответствуем мировым трендам: Италия, Франция, Испания. Вина нового света также очень быстро растут, но большую долю занимают вина Грузии.

По стилям больше доминируют вина с яркими акцентами, например, ароматичные Совиньоны, Мускаты, Просекко. И как бы грустно это не было, полусладкие вина все ещё имеют большую долю потребления.

— Кто является основным потребителем винной продукции?

— Современные люди в возрасте 25-55 лет, кто путешествует и открыт к новому. Люди, у кого развит вкус, и те, кто любит ходить по ресторанам. Те, для кого алкоголь — это не просто способ напиться, а эстетика.

— Как себя чувствуют локальные производители?

— Пожалуй, самая передовая и узнаваемая винодельня страны — Arba Wine, оснащенная современным оборудованием и хорошими энологами.

Не буду лукавить, винодельня каждый год принимает на хозяйстве и поддерживает Ассоциацию и ее членов.

Мы же взамен всегда берём с собой вина и сидры Arba Wine в международные поездки, с большим удовольствием и гордостью знакомим наших зарубежных друзей с продукцией.

— Сколько у нас отечественных марок?

— Вопрос на засыпку, конечно. Только в окрестностях Алматы функционирует 5 винодельческих заводов. Отсутствие единой информационной базы не позволяет дать однозначный ответ на этот вопрос.

— Какие маркетинговые подходы используют локальные компании для продвижения вин?

— Вопрос больше для маркетологов. Лучше всего в плане качества работает привлечение иностранных туристов, проведение фестивалей и праздников урожая.

— Несколько лет назад у нас разрешили размещение на ТВ рекламы вина отечественных производителей. На ваш взгляд, почему до сих пор не видно активности с их стороны в этом направлении?

— Одной из главных причин выступает популяризация digital рекламы.

Глядя на свое окружение, могу сказать, что никто из моих сверстников и ровесников моих родителей не нуждаются непосредственно в ТВ.

К тому же, ТВ больше ассоциируется с устройством, что находится дома на подставке. Мы же 24/7 в любой точке мира ходим с мобильными телефонами, отсюда возникает вопрос: зачем нам телевидение, если мы все можем посмотреть в интернете?

— Насколько активны в маркетинге иностранные производители и какие маркетинговые действия и каналы коммуникации они используют, чтобы о них узнали потребители?

— За последние два года наблюдается интерес международных брендов к нашей стране. Так, в Алматы неоднократно проходили выставки при поддержке португальских, итальянских, французских торговых палат.

Участие в фестивалях, активностях ресторанов, ценовые акции, бесплатные дегустации, спонсирование определенных мероприятий — наиболее часто используемые инструменты.

Ваш прогноз относительно развития винной отрасли в Казахстане?

— Однозначно рост, умеренный и качественный. Люди больше начинают узнавать, обучаться. Поток иностранных туристов и бизнес-туристов увеличивается, положительно влияя на рост. Определённый слой населения уходит в религию, но большинство из них никогда и не были потребителями вина, поэтому это сложно посчитать.

— Недавно ваша ассоциация провела конкурс на звание лучшего сомелье страны. Кто его выиграл и сколько было соискателей? 

— Лучшим сомелье Казахстана 2024 года стал Роман Щербаков. Всего за этот титул боролся 41 участник.

Хотела бы отметить, что несмотря на то, что KazSomm — ассоциация молодая и сравнительно маленькая, у нас хороший процент сдачи международных экзаменов — более 10% членов имеют международную сертификацию ASI разных уровней.

— Как давно вы работаете в этой отрасли?

— В винной отрасли я нахожусь 9 лет. Начинала работу кавистом в сети Nicolas.

— Если не секрет, ваше любимое вино? И что собираетесь сделать для развития индустрии?

— Я люблю аккуратную Шампань. В ней сложно разочароваться.

Планов у меня и у ассоциации очень много, не хочется всё раскрывать, чтобы не сглазить. Однозначно, это мероприятия для специалистов, интеграции с Международной Ассоциации Сомелье и ещё большая популяризация нашего винного комьюнити.

 

Саида Сулеева

фотографии из личного архива Зульфии Ибрагимовой