Рейтинги телеканалов будут измеряться в сельской местности

164

10.07.2025

Национальная Медиа Ассоциация (НМА) после долгого изучения приняла решение о расширении измерения рейтингов телеканалов до сельской местности. Об этом на своей странице в Фейсбук написал Кемельбек Ойшыбаев, председатель НМА. 

До этого момента измерение проводилось только в 22 городах с населением более 100 тысяч человек. 

НМА заказала предварительное исследование телесмотрения в аулах, чтобы выяснить, как жители сельских районов смотрят телевизор. Оказалось, что в аулах телевизоры включают чаще и смотрят дольше, чем в городах. Ежедневно телевизор включают 60% сельского населения, а в городах — только 48%. 

Средняя длительность просмотра телевизора в селе достигает 3 часов 24 минут в сутки, что на треть больше, чем в городе (там зрители проводят у экрана около 2 часов 31 минуты).

Вообще постоянный анализ того, что жители аулов смотрят по телевизору, особенно в приграничных селах, важен с точки зрения национальной информационной безопасности Казахстана. Поэтому данный вопрос активно поддержало наше Министерство культуры и информации. В результате принятого решения начата подготовительная работа, проводится подборка респондентов, развозка оборудования и настройка системы по обработке данных. Измерение запустится с 1 октября в тестовом режиме и с 1 января 2026 года в коммерческую эксплуатацию, — отметил Кемельбек Ойшыбаев.

Эти данные повлияют на рейтинговые показатели телеэфира, так как раньше учитывались преимущественно городские зрители. Теперь же рейтинг телепередач вырастет за счет включения зрителей из деревень.

В рамках установочного исследования с февраля по апрель были проведены 3035 интервью в 198 селах и маленьких городах.

В сельской местности и малых городах проживает почти 9 миллионов казахстанцев. В аулах более высокий уровень семейной стабильности и занятости: 68% жителей сел состоят в браке (против 58% в городах), а работают 67% (против 61% у горожан). Однако по уровню образования наблюдается другое различие — высшее образование имеют 21% сельчан, тогда как в городах этот показатель составляет 37%.

В городах 75% населения имеет один телевизор дома, 21% — два и 4% жителей имеют три и более телевизора. В сёлах картина другая: 84% семей имеют один телевизор, 14% — два и только 2% жителей имеют три и более телевизора.

Smart TV в городах используют 53% жителей, тогда как в сёлах 48%, что говорит о том, что на селе жители меньше используют современные форматы телесмотрения.

Уже проведено около трёх тысяч опросов в нескольких десятках малых городов и сел, где выяснили особенности приема сигнала: большинство горожан предпочитают смотреть телевизор через кабель или интернет (64%), а в деревнях половину жителей привлекают эфирные трансляции и чуть меньше половины пользуются услугами спутникового и кабельного телевидения.

Это значит, что жители деревни чаще остаются возле экранов, предпочитая просмотр телевизора другим занятиям, и этот фактор важен учитывать при оценке популярности передач и фильмов.

По прогнозам, добавление сел в телеизмерение приведет к росту рейтингов телеканалов на 15–17%.

Фото: facebook.com