Citix и GForce Grey запустили в Казахстане социальный проект «Свет Салтанат»

297

08.04.2025

В Казахстане запущена инициатива «Свет Салтанат» – первый в мире цифровой проект, который в реальном времени собирает, анализирует и визуализирует данные о случаях бытового насилия по всей стране. Его основа – история Салтанат Нукеновой, ставшей символом борьбы с домашним насилием и необходимости системных перемен.

Инициаторами проекта выступили технологическая компания Citix и креативное агентство GForce Greу, которое как раз за кейсThe National Sport of Kazakhstan”, посвященный теме бытового насилия, получило первого для Казахстана «Золотого льва» Каннского фестиваля.

Центральным элементом проекта стала историческая алая неоновая вывеска «Салтанат», расположенная в Алматы и созданная еще в 60-х годах прошлого века. Сегодня она обрела новый смысл: каждый раз, когда система фиксирует случай бытового насилия, вывеска начинает мигать. Этот же сигнал тревоги одновременно отображается на более чем 100 цифровых экранах Citix по всему Казахстану в виде специального виджета.

Технологическую основу проекта составляет искусственный интеллект, который обрабатывает огромные массивы данных из различных источников: новостные сводки, сообщения в соцсетях, обезличенные обращения в кризисные центры и службы поддержки, а также анонимные истории о бытовом насилии, которые собираются через телеграм-бот и пешеходные городские гаджеты Citix в Алматы.

Для обработки и верификации информации используется локальная языковая нейросетевая модель и специальный промт на Node.js. После проверки данные поступают в AdTech-платформу Citix и автоматически передаются на вывеску с помощью сигнала GSM, активируя ее мигание, а также отображаются в виджете «Свет Салтанат» на городских цифровых экранах в режиме реального времени.

Инициаторами проекта выступили технологическая компания Citix, известная своими решениями в сфере цифровой наружной рекламы, и креативное агентство GForce Grey, обладатель престижной награды «Золотой лев» Каннского фестиваля рекламы – первый в Центральной Азии.

Цель инициативы – не просто привлечь внимание к проблеме, но и предоставить конкретную помощь и информацию. Запущен специальный телеграм-бот @Saltanat_Light_Bot, который даёт чёткие и доступные инструкции: куда обращаться, как работает закон, и какую защиту он предоставляет, напоминая женщинам Казахстана, что закон на вашей стороне.

Для компаний Citix и GForce Grey это не первый проект, посвященный теме бытового насилия.

«В GForce мы уверены: коммуникация способна менять реальность. После первого проекта на тему домашнего насилия мы приняли решение продолжать работать с этой темой осознанно и системно. «Свет Салтанат» — уникальный проект, где технологии и креатив создают новые смыслы, где мы обратились к прошлому, чтобы изменить будущее«, – комментирует Юлия Тушина, директор по креативной трансформации DASM Group и управляющий директор GForce.

«Что такое домашнее насилие — не понаслышке знают многие женщины Казахстана. В том числе и я. Поэтому для меня этот проект — не формальность, а глубоко личное. Мы в Citix верим, что технологии могут быть инструментом диалога с обществом. Digital-out-of-home – это голос города. И с помощью “Света Салтанат” мы используем этот голос, чтобы сказать каждой женщине: ты не одна, закон на твоей стороне, и помощь рядом. Город должен быть безопасным — и физически, и эмоционально. Именно за такой город мы боремся каждый день«, — комментирует CEO Citix Яна Шой.

Проект продлится месяц. В конце апреля на экранах Citix появится итоговая статистика, а рядом с именем Салтанат зажгутся и другие имена, символизируя, что ни один случай насилия не должен оставаться незамеченным.

Фото предоставлено Citix