11.04.2022
Когда в 2020-м году началась пандемия коронавируса, рекламная индустрия всего мира в целом, и Казахстана в частности, столкнулась с очень тяжелой ситуацией.
В 2021-м отрасль стала возрождаться. И это полностью подтвердили данные, предоставленные комиссией экспертов Центрально-Азиатской Рекламной Ассоциации, — медиа-рекламный рынок Казахстана не просто восстановился после 2020-го, но и вырос на +16% по сравнению с «допандемийным» 2019 годом. Казалось, стало легче, впереди ждут прекрасные перспективы и все облегченно вздохнули.
Но, вначале январские события в нашей стране, а затем и начало военных действий на территории Украины и последовавшие беспрецедентные санкции против РФ, вновь негативно встряхнули рекламную индустрию.
О том, чтобы узнать каким этот год станет для рекламного рынка Казахстана, возможно ли минимизировать потери или, может быть, удастся их избежать, Tribune опросил профессионалов отрасли.
Сегодня представляем вашему вниманию мнение Ильмурада Джумаева, генерального директора VI Kazakhstan.
— Ваш прогноз по динамике рынка в связи с нынешней ситуацией?
— В текущей ситуации давать какие-либо прогнозы вещь не благодарная, но, с другой стороны, для определения тактики своих действий, какие-то ориентиры необходимо иметь.
Как нам кажется, этот год будет очень похож на 2020 год. Даже временные рамки примерно похожие, да и реакция игроков рынка примерно такая же — шок, паника, неопределенность.
Здесь необходимо добавить, что Казахстану пришлось пережить и январские события, что для рекламного рынка добавило негатива.
Но, как это не странно может прозвучать, пандемия дала такой опыт, что все эти стадии рынок пережил быстрее.
Ведь и в 2020 году пришлось столкнуться с такими же факторами – разрыв логистических цепочек, скачки на валютном рынке, что заставило рекламодателей несколько пересмотреть планы по продвижению своих товаров и услуг.
Если кратко резюмировать, то мы ждем небольшого снижения рынка (я сейчас говорю в большей степени про рынок ТВ-рекламы) во втором квартале и рост во втором полугодии. Исходя из этого, мы ожидаем, что рынок ТВ-рекламы должен быть в так называемом «красном нуле», это когда ожидания колеблются от нуля до минус 5 процентов.
— С какими проблемами мы начнем или уже начали сталкиваться из-за военных действий в Украине и применения санкций по отношению к России?
— Я почти ответил на этот вопрос в первой части – нарушение логистики и повышения цен на ряд товаров и услуг из-за той же логистики (она просто становится длиннее, да и цены на топливо растут) и валютные колебания.
— Какие превентивные меры можно принять для смягчения последствий? Видите ли вы какие-то новые возможности, которые можно использовать?
— Как мне кажется, сейчас говорить о каких-то срочных превентивных мерах уже поздно. Скорее нужны системные изменения в экономике. Повторю банальную фразу – «реклама — это лишь функция экономики». Если в Казахстане появится большее количество локальных производителей, а сейчас, на мой взгляд, есть такое окно возможностей, то рекламный рынок в меньшей степени будет зависеть от транснациональных компаний, которые иногда принимают решения без учета региональной специфики.
С другой стороны, в свете приостановки деятельности некоторых брендов на территории РФ и РБ, Казахстан для них становится, наверное, самым большим рынком на постсоветском пространстве – и это уже окно возможностей для рекламного рынка страны.
Саида Сулеева