История космической рекламы: 1961 – 2024

919

12.04.2024

12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики. В этот день, в 1961 году, с космодрома Байконур человек впервые отправился в космос. Первый космонавт Юрий Гагарин совершил один оборот вокруг Земли на корабле “Восток”. Полет длился 108 минут.

С тех пор космическая отрасль изменилась кардинально. Запуски ракет и производство спутников стали доступнее, что обеспечило возможность пользоваться космическими разработками не только в научных целях. Но маркетологи поняли, как использовать такой необъятный рекламный носитель, как звездное небо, еще в XX веке. 

В 60-х годах российский ученый Александр Лавренов изобрел способ вывести рекламу на околоземную орбиту. По замыслу изобретателя, благодаря отражателям солнечного света, установленных на спутниках, цепь таких аппаратов создаст гигантское табло, на котором земляне смогут читать слоганы или видеть на звездном небе логотипы брендов. Однако идея осуществилось только в 2024 году. 

А началась эра космической рекламы в 1962 году, когда американские маркетологи начали снабжать космонавтов различными товарами. Фотокамера Minolta появилась на орбите в 1962 году, часы Omega Speedmaster – в 1965-м, специальная «космическая ручка» – Fisher Space Pen – в 1968. А в 1985 г. на космическом челноке Challenger астронавт Энтони Ингланд пил Coca-cola, а его коллега Карл Хейниц экспериментировал в невесомости с Pepsi. 

В 1993 году американская компания Space Marketing Inc объявила о начале создания «Космической Доски Объявлений» размерами в один квадратный километр. Однако попытка привлечь финансирование не дала результата.

В этом же году американский конгресс утвердил закон, который запретил компаниям США открыто продавать рекламу в космосе. 

В России, первым космическим рекламным носителем стала ракета «Протон-К». В октябре 1992 года она вынесла на орбиту логотип табачной компании West. Позже были и другие кампании – в 1996 году в открытый космос отправили макет банки Pepsi-Cola высотой 1,2 м и плакат «Pepsi – это твое время». В 2001 году на борту МКС разместили рекламу Kodak. 

А первым рекламным роликом, снятом в космосе, была реклама молока израильской компании Tnuva. Ролик снимался на борту космической станции «Мир» в 1997 году.

В 2001 г. Pizza Hut была первой компанией, доставившей пиццу в космосе. О чем космонавт Усачев снял фильм: «Космическая вечеринка с пиццей». 

Что же касается последних кампаний, то стоит вспомнить запуск в космос электромобиля Tesla Илоном Маском. Родстер сыграл роль полезной нагрузки в тестовом запуске тяжелой ракеты Falcon Heavy, а кроме того электрокар попал в заголовки СМИ по всему миру. 

И самая последняя новость из области космической рекламы пришла на днях от пресс-службы «Роскосмоса» –  на орбиту успешно доставлен малый спутник частной компании Avant Space (AS). Он является частью будущей спутниковой системы «Созвездие», которая будет состоять из десятков подобных аппаратов на низкой орбите и проецировать изображения на ночном небе. Каждый аппарат станет пикселем единого символа, который будет виден над крупными городами с населением более 10 миллионов человек.

Размещение логотипа на спутнике обойдется бренду в $1 млн при заключении контракта до конца 2024 года. По оценкам Avant Space, объем рынка космической рекламы к 2027 году достигнет $1 трлн.

Первую рекламу в космосе разместил молодой российский бренд одежды Dolenga.

Фото: bbc.com, space.com