Целесообразно ли вводить ограничения на рекламу букмекеров?

902

10.11.2023

В правительстве и Мажилисе обсуждают планы запретов, которые способны резко снизить доходы тысячам работников СМИ. Это касается в первую очередь ограничений на рекламу некоторых продуктов и услуг, в результате чего потери рынка могут составить десятки миллиардов тенге. Больше всего разговоров ведется о букмекерских конторах.

О том, сколько денег потеряют медиа и сколько людей могут остаться без работы, задались вопросами журналисты издания Zakon.kz и взяли комментарий у исполнительного директора Центрально-Азиатской Рекламной Ассоциации Анны Тютьковой.

Tribune приводит выдержки из интервью:

Анна, какой процент занимает реклама букмекеров в общем объеме рынка?

– По данным экспертного комитета ЦАРА, в структуре измеряемых исследовательской компанией K-Research (TNS Kantar) СМИ и каналов распространения рекламы (ТВ, наружная реклама, радио, пресса) объём затрат на рекламу букмекерских контор в 2022 году составил 7-10%.

При этом очевидно, что основная доля рекламных затрат букмекерских контор приходится не на прямую рекламу, указанную в реестре рекламодателей в проектах измерителя, а на спонсирование трансляций спортивных событий и других программ, которое не всегда отражается в мониторинге в силу специфики, и на прямую рекламу в Интернет.

Интернет фактически не мониторится и не измеряется, поэтому оценить затраты не представляется возможным, но можно с уверенностью предполагать, что они значительно больше затрат на рекламу в традиционных СМИ.

Также внушительную часть образует спонсорская реклама во время трансляций спортивных событий. Значит можем считать, что именно эта реклама букмекерских контор позволяет компенсировать ТВ-каналам затраты на трансляции.

Что произойдет с рынком рекламы, если запретят рекламу букмекеров, к чему это приведет?

– Скорее всего произойдет перетекание бюджетов прямой рекламы с ТВ, радио и наружной рекламы в Интернет, где сложнее отследить соблюдение ограничений. Соответственно, размещение рекламы букмекерских контор в интернет-пространстве будет продолжено, что сводит на нет цели запрета. Казахстанские телеканалы в значительной мере потеряют возможность возмещать за счет спонсоров свои расходы по выкупу прав на трансляции топовых спортивных событий. Следовательно, трансляции значимых событий в мире спорта будут ограничены, что напрямую повлияет на медийное пространство.

Высока вероятность, что букмекерские конторы будут использовать возможность самостоятельно выкупать права на трансляцию и размещать трансляции спортивных событий на своих или сторонних сайтах в Интернете, которые находятся вне правового поля Казахстана.

А как это скажется на налогах, которые выплачивает в бюджет рынок рекламы? Сколько недополучит государство?

— 7-10% всех инвестиций в медиа-рекламу — это порядка 6-8,5 млрд. тенге в 2022 году. Сколько налогов получило государство с этой суммы, лучше спросить у специалистов по налогам. Но еще раз обращу ваше внимание, что в эту сумму не входят инвестиции в рекламу в Интернет-среде и спонсорство трансляций. И крайне необходимо учитывать, что данные средства не только способствуют пополнению госбюджета — ими также обеспечиваются зарплаты сотрудников и ресурсы для развития медиа.

Можно ли, с вашей точки зрения, не вводить запрет, а принять более лояльные меры, не уничтожая при этом целую сферу бизнеса и не создавая проблем для развития смежных отраслей?

– Считаю, что именно такой подход стал бы наиболее разумным и эффективным. Поэтому наша Ассоциация уже подготовила экспертные предложения и представила их в НПП «Атамекен» для дальнейшего рассмотрения.

Фото: pixabay.com