We Digital: как оцифровать культурный код страны и создать общедоступный каталог для брендинга

671

14.10.2022

Сегодняшняя глобализация и диджитализация помогают развитию и стирают границы между странами. Но в то же время они смешивают культуры и ведут к потере национальной идентичности. Произошло это и в Узбекистане.  

Важные элементы культурной идентификации, передающие богатую историю нации, как графика, дизайн, визуальный язык в течение долгих лет терялись и видоизменялись, поэтому их нередко путают, неверно используют и интерпретируют.

Первый цифровой банк с грузинскими корнями TBC Bank Uzbekistan решил оцифровать визуальное наследие Узбекистана. Поэтому целью социального проекта TBC Ornaments стало не только создание полноценного диджитал-каталога оцифрованных орнаментов прикладного искусства и народного творчества страны, но и сделать его доступным для всех, кто сможет использовать эти национальные элементы в брендинге своих будущих продуктов.

В единую базу было оцифровано и выложено более 100 орнаментов с классификацией и описанием их историй, значения и способов использования.

«Идея проекта появилась в разговоре. Мы с Ферузом Якубходжаевым очень часто говорили о том, что сфера культуры очень богата, но не до конца раскручена. Когда мы узнали о том, что TBC в Грузии реализует интересные проекты, связанные с культурой, нам стало интересно, мы начали изучать эту тему. Я понял, что можно адаптировать один из их реализованных проектов и осуществить его здесь», — рассказал соавтор идеи и куратор проекта TBC Ornaments Сардор Бабаев.

Для воплощения идеи проектная команда We Digital провела серию экспедиций по городам Узбекистана, посетив национальные музеи, культурные центры и мастерские прикладного искусства, пообщавшись с мастерами, которые передают мастерство из поколения в поколение и задокументировали все материалы. Первый этап проекта был посвящен традиционному узбекскому текстилю. На данном этапе была проведена экспедиция по следующему маршруту: Ташкент, Самарканд, Ургут, Нурота, Бухара, Гиждуван. Второй этап был посвящен керамике. Команда оцифровала 200 орнаментов. Совсем скоро они пополнят каталог на сайте.

Результатом работы команды стало использование орнаментов такими локальными брендами, как Testo by Zamira&Co, Чайкоф, B&B. В рамках проекта было использовано 2 миллиона SIM-карт от национального оператора Uztelecom, который запустил тарифную линейку с орнаментами в брендинге на всю страну. Проект также поддержали блогеры и креаторы, он даже попал в школьные учебники. К слову, дизайнер Абдулазиз Хамиджонов создал NFT анимацию с использованием нескольких орнаментов.

Социальный проект достиг следующих результатов: охват более 7 000 000 человек, свыше 40 упоминаний в СМИ, более 10 тысяч новых подписчиков в Telegram-канале TBC Bank Uzbekistan. Кроме того, орнаменты стали частью айдентики бренда TBC.

На данный момент платформа в основном посещается дизайнерами, которые используют орнаменты в брендинге, дизайне одежды и других продуктах. В ближайшее время команда планирует провести еще несколько экспедиций, чтобы пополнить сайт еще большим количеством орнаментов.

«Работа продолжается, конечная цель – объездить всю страну, собрать на сайте более 1000 орнаментов и продолжать работать над развитием сайта, добавляя в него все больше инструментов, которые будут полезны для дизайнеров, ремесленников и самого бизнеса. Мы понимали проблему, потому что сами с ней сталкивались и хотели сделать проект, который принесет пользу обществу», — рассказал руководитель и сооснователь агентства We Digital Денис Роман.

К слову, на недавно прошедшем Red Jolbors, самым награждаемым агентством из Узбекистана стало We Digital с кейсом TBC Ornaments. В общей копилке агентства 4 награды: золото в номинации Special Project, серебро в номинации Websites and Interactive tools в категории SMM & Digital и два серебра в категориях Marketing и PR.

«Конечно, для нас очень ценно признание этого проекта на Red Jolbors. Это самый крупный и престижный фестиваль рекламы в Центральной Азии. Работы оцениваются по международным стандартам. И тот факт, что в этом году никому не дали гран-при только подтверждает высокий уровень жюрения. И то, что мы стали самым награждаемым агентством из Узбекистана, конечно, не может не радовать. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом, и планируем участвовать в фестивалях и дальше. В целом, мы считаем, что подобные фестивали важны, потому что косвенно делают мир лучше. Делать свою страну и общество лучше – задача общества. Бизнес – это часть общества, поэтому он должен быть социально ответственным. Фестиваль – это форма оценки, насколько хорошо ты постарался сделать мир вокруг себя лучше. Спикеры и жюри на Red Jolbors говорили о том, как важно поднимать свежие проблемы, придумывать решения, привлекать внимание к этим проблемам и делать ответственную рекламу», — добавил Денис Роман.

Над проектом продолжают работать кураторы проекта Сардор Бабаев и Феруз Якубходжаев, доктор искусствоведения, научный консультант проекта Бинафша Нодир, куратор направления дизайна и разработки Азиз Тухтасинов и коммуникационное агентство We Digital совместно с TBC Bank. 

Мухаметкали Жадыра