Facebook исполнилось 20 лет

468

07.02.2024

Со дня запуска Facebook прошло 20 лет. За это время социальная сеть, которую изначально придумали для общения студентов престижных американских вузов, стала частью медийного гиганта, который получает львиную долю мировых рекламных денег. Каждый месяц количество посетителей соцсети составляет около 3-х млрд человек – 40% населения планеты. 

В начале ноября 2003 года студент Гарварда Марк Цукерберг создал сайт facemash.com на котором перед пользователем появлялись изображения двух гарвардских студентов и нужно было выбрать «более горячего» человека. Это были изображения из “книги лиц” — популярной в американских университетах базы данных с фотографиями учащихся — которую Цукерберг взломал. На FaceMash стали поступать жалобы. Цукерберг был вынужден остановить работу сайта и извиниться. Но 450 посетителей и более 22 тысяч голосов за несколько дней продемонстрировали – людям нравится совершать социальные действия онлайн. 

В 2004-ом Цукерберг начал писать код для нового сайта, целью которого было налаживание связей между студентами Гарварда. В феврале того же года сайт заработал. За несколько часов после запуска на нем зарегистрировалось около 1500 студентов Гарварда. 

К марту на TheFacebook появились учащиеся Стэнфордского, Колумбийского и Йельского университетов. Потом добавились студенты других престижных американских вузов. Уже к декабрю миллион человек регулярно пользовались TheFacebook. 

В 2005 году компания убрала артикль the из названия и приобрела домен facebook.com за $200 тысяч. Был открыт доступ к платформе для старшеклассников. Аудитория выросла до 6 миллионов человек.

В апреле 2012 года компания приобрела соцсеть Instagram за $1 млрд долларов. В мае 2012-го Facebook вышел на биржу и собрал $16 млрд, что на тот момент стало самым крупным IPO технологической компании. В октябре количество активных пользователей составило 1 миллиард по всему миру. 

В 2014 году Facebook приобрел мессенджер WhatsApp за $19 млрд долларов и стартап по разработке устройств виртуальной реальности Oculus VR за $2 млрд. 

В 2018 году разразился масштабный скандал. Выяснилось, что британская компания Cambridge Analytica использовала данные клиентов Facebook для размещения таргетированной политической рекламы. В общей сложности кампания повлияла на 87 миллионов человек и могла способствовать результатам референдума о выходе Великобритании из Евросоюза и избранию Дональда Трампа на пост президента США в 2016 году. Марк Цукерберг признал ошибку. В 2020 году Федеральная торговая комиссия США приговорила Facebook к штрафу в $5 млрд.

В 2021 году Facebook, Instagram и WhatsApp объединились под новым  названием Meta.

На сегодняшний день материнская компания Facebook Meta является рекламным гигантом, который, наряду с такими компаниями, как Google, получает львиную долю мировых рекламных денег. На прошлой неделе Meta сообщила о более, чем $40 млрд выручки за последний квартал 2023 года, в основном за счет предоставления рекламодателям услуг с высокой таргетированностью рекламы.