07.12.2022
Сегодня гость Tribune — Ильмурад Джумаев, генеральный директор ТОО «Vi Казахстан», председатель комиссии экспертов ЦАРА. В интервью нашему изданию он подробно рассказал об итогах 9 месяцев рекламного рынка Казахстана, объяснил, почему данные за три квартала стали известны только сейчас, поделился своими прогнозами на 2022 и 2023 годы, а также рассказал о своем отношение к изменениям, происходящим на рынке ТВ-рекламы.
— Ильмурад, совсем недавно комиссия экспертов подвела итоги прошедших трех кварталов. В связи с этим несколько вопросов: почему это произошло достаточно поздно — в декабре? Ожидали ли вы эти результаты и каковы ваши прогнозы в целом по 2022 году?
— Попробую ответить по порядку. Что касается сроков – да, с отчетом мы немного затянули, по-хорошему, результаты нужно подводить в конце октября-начале ноября, но есть несколько объективных причин. Этот год стал первым, когда ЦАРА дает оценку рынка в квартальной дискреции, и поэтому у нас возникли сложности со сбором данных, а учитывая, что у медийщиков конец года — «горячий» сезон, то сбор данных несколько затянулся. Во-вторых, нам традиционно сложно сделать аналитику по такому сегменту, как интернет-реклама. Это и понятно – очень много игроков, много форматов, не все рекламные площадки являются казахстанскими субъектами. Однако, мы полагаем, что в последующем мы наладим более системную и оперативную работу.
Теперь что касается итогов года – да, они ожидаемые. Как я и говорил ранее, скорее всего, в этом году рекламный рынок будет в так называемом «зеленом нуле». А учитывая, что только за 9 месяцев рост рынка составил более 6 процентов, мы смеем ожидать, что рост по итогам года будет с двузначным числом. Считаю, что с учетом того, каким сложным был год со многих точек зрения, это очень хороший результат!
— На RAF 2022 Вы озвучили свой прогноз, согласно которому ТВ рынок в следующем году вырастет на 10 процентов. Ваше мнение с тех пор не изменилось?
— Нет, мы пока не видим никаких объективных предпосылок к тому, чтобы менять свой прогноз на 2023 год.
— Вы считаете, что те изменения, которые произошли в конфигурации селлеров и ТВ-каналов не способны повлиять на ваш оптимизм? И каково ваше отношение к этим изменениям, ведь есть сигналы с рынка о том, что сотрудничество селлеров в том виде, как оно существовало 5 лет, заканчивается?
— Давайте я начну свой ответ с конца. Да, вы правы, эта глава заканчивается. И, пользуясь случаем, я бы хотел поблагодарить наших коллег из ТВМ и IMS за совместную работу. Не всегда было просто, но, если исходить из того, что главной целью было обеспечение роста рынка ТВ-рекламы с учетом координации основных игроков, считаю, что с этой задачей в целом справились.
Что касается моего отношения к решению каналов о смене селлера. А какое оно может быть? Я понимаю логику принятия решения тех или иных каналов. Может быть, это прозвучит несколько цинично: главное – кто предложит больше доходов в виде рекламных денег. Насколько я понимаю, у коллег из IMS весьма амбициозные планы.
И, наконец, отвечаю на ваш первый подвопрос. Нет, эти изменения не способны повлиять на мой, как вы выразились, оптимизм. Смотрите, мы много раз говорили, что в последнее время рынок рос в основном за счет инфляции. Если я правильно понимаю, коллеги на своей презентации анонсировали, что в следующем году на рынке появится значительное количество «нового» инвентаря, а это, в свою очередь, означает, что появляется еще один инструмент роста рынка. И еще раз повторюсь, никаких внешних изменений не произошло.
— Но в этой ситуации Vi Казахстан становится самым «маленьким» ТВ- селлером с общей аудиторной долей в 17 процентов. Вас это не смущает?
— Вы знаете, я вначале хотел бы провести аналогию с компаний Tesla, чья доля на мировом авторынке не превышает 3 процента, но потом подумал, что это было бы несколько эгоцентрично.
А если говорить серьезно, то нет, нас это не смущает. В нашем портфеле прекрасные каналы, которые дополняют друг друга как по аудиторным показателям, так и по ценовым характеристикам. Приведу простой пример. При аудиторной доле, как вы отметили, в 17 процентов, мы реализовали 23 процента всего выкупленного инвентаря, что свидетельствует о том, что наш продукт востребован и обладает справедливой ценой. Я бы, пожалуй, на этом бы остановился, чтобы ваше уважаемое издание не обвинили в продвижении нашей компании.
— И в заключении поделитесь, пожалуйста, своими не цифровыми ожиданиями на 2023 год.
— Если говорить про индустриальные вещи, то мне бы очень хотелось, чтобы в 2023 году рекламные агентства во всей красе проявили свою главную экспертизу – экспертизу медиапланирования. Мы много раз слышали упреки в том, что селлеры «забетонировали» сплиты и не дают сделать шаг вправо, шаг влево. Сейчас у РА нет никаких преград для улучшения медийной эффективности при решении задач клиента. Очень хочется надеяться, что агентства этим воспользуются в полной мере.
Если же говорить в общем, то, конечно же, хочется, чтобы наступил мир и все дальнейшие разногласия решались за столом переговоров.