Интернет-реклама: движение без правил

1330

19.08.2021

С каждым годом объем рекламы в интернете увеличивается. В Европе рынок онлайн-рекламы превзошел другие медиа еще в 2019 году, а уменьшение доли рекламы в традиционных медиа, по данным исследования AdEx Benchmark, проведенным Европейским Бюро интерактивной рекламы (IAB Europe), идет с 2010 года.

Казахстан не является исключением. За прошедшие два с половиной года рынок интернет-рекламы увеличился и окреп. Так, согласно динамике объемов рекламы в средствах ее распространения за 2020 год по сравнению с 2019 годом, сегмент интернет-рекламы показал положительный прирост в 12,5%. Более того, по оценкам экспертов Центрально-Азиатской Рекламной Ассоциации, интернет-реклама стала единственным сегментом, продемонстрировавшем положительную динамику в пандемийный период, в то время как традиционные медиа демонстрировали отрицательный результат.

Публикуй, все что хочешь?

В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы правового регулирования рекламной деятельности в сети интернет. Ведь зачастую идет реклама непроверенного контента, а рекламируемые товары не зарегистрированы в Казахстане. И что немаловажно, за них не платят налоги.

Вот и эксперты подтверждают: наибольшее количество нарушений рекламного законодательства зафиксировано именно в зоне интернета. Именно здесь чаще всего идет реклама запрещенной алкогольной продукции, всевозможных онлайн-казино, финансовых пирамид, незарегистрированных лекарств и БАДов.

При этом политика крупных интернет-платформ не учитывает всех норм и стандартов Законодательства Республики Казахстан.

В то же время закон «О рекламе», который закрепляет особенности отдельных способов распространения рекламы и содержит положения, применяемые к рекламе в зависимости от способа ее распространения, не содержит специальных норм распространения рекламы в сети интернет. Также отсутствует единый понятийный аппарат и терминология, как и само понятие «интернет» не используется в рекламном законодательстве, следовательно, ограничивающих норм не существует. Очевидно, что действующие нормы не могут в полной мере учесть все особенности интернет-рекламы и урегулировать рассматриваемый вопрос в полном объеме.

Хотя всем понятно, что интернет-реклама должна быть:

  • достоверной и не вводить потребителей в заблуждение
  • информация, используемая в интернет-рекламе (описания, утверждения, примеры, использование технической, научной, статистической информации и тд), должна быть обоснованной и подкрепляемой доказательствами
  • этичной, то есть не должна содержать контент и ссылки на ресурсы, нарушающие нормы приличия, культурные ценности, принятые на территории Республики Казахстан в соответствующий рекламе период.

Что происходит в интернет-пространстве Казахстана сейчас?

«Что мы сегодня видим в интернете? Мы наблюдаем нарушение законодательства РК. В интернете рекламируется запрещенная реклама, в частности, это реклама алкогольной продукции, также может быть осуществлена реклама лекарственных средств без соответствующего заключения Национального центра экспертизы лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Но и также, мы наблюдаем рекламу БАДов, которые не прошли регистрацию на территории РК», — отмечает начальник юридической службы телеканала «НТК» Адат Лайк.

Все это может привести к тому, что потребитель может приобрести, скажем, небезопасную биологическую активную добавку, соответственно, навредив своему здоровью.

Есть еще один важный момент — отечественные рекламодатели находятся не в равнозначных условиях с зарубежными рекламораспрастранителями. А государство не дополучает средства за соответствующую рекламу.

Как правило, реклама тех же БАДов наблюдается, в основном, на крупных площадках таких как Google и Facebook, которая таргетируется на территорию Казахстана зарубежными рекламодателями.

«У нас присутствует большой отдел юристов и модераторов, которые тщательно проверяют местное законодательство. Есть несколько этапов проверки: робот-модератор, который смотрит объявления и относит тематику к какой-либо категории. Если тематика вызывает вопросы, то она уходит на ручную модерацию. У нас есть четкие правила, регламенты, проверки. Все что написано в законе, перенесено на нашу внутреннюю картотеку и модератор проверяет можно запускать кампанию или нельзя», — сообщил руководитель офиса продаж Яндекса в странах Центральной Азии Данияр Танаев.

«Если в 2019 году было 9 нарушений рекламного законодательства, то в 2020 году было уже 180 нарушений» — привел данные по интернету заместитель председателя РГП Центра анализа и информации Министерства информации и общественного развития РК Дархан Уалиханов. Он уточнил, что тотального мониторинга сети нет, пока все делается вручную.

“Нам бы хотелось иметь такого робота, но мы пока только в процессе», — посетовал Дархан Уалиханов.

При этом, конечно, понятно, что охватить на все 100% сеть невозможно. Однако, благодаря тому что в системы egov и НПП «Атамекен», ввели новую категорию, куда можно отправлять официальные письма и жалобы, можно уже упорядочивать работу. Ведь дальше с этими кейсами будут разбираться непосредственно уполномоченные органы.

К слову, процессом мониторинга и анализа интернет-рекламы занимается Комитет информации Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан. Регулирующим органом в области интернет-рекламы является Министерство Информации и Общественного Развития Республики Казахстан. А уполномоченным органом в области рекламы является Министерство Национальной Экономики Республики Казахстан.

Как у них?

Поскольку в нашей стране зачастую происходят те же процессы, что и в соседней России, то нелишне напомнить, что рынок интернет-рекламы в России, оценивающийся в 250 млрд руб., может получить единую систему учета. Роскомнадзор планирует собирать и хранить в ней пять лет данные обо всех размещаемых в сети рекламных объявлениях. В случае принятия законопроект вступит в силу с 1 июля 2022 года.

Саида Сулеева

фото pexels.com