Кто является лидером среди маркетплейсов на казахстанском рынке

635

26.07.2024

По итогам 2023 года объём рынка розничной электронной коммерции внутри страны составил 2,4 трлн тг — сразу на 24,3% больше по сравнению с предыдущим годом, согласно данным Бюро национальной статистики АСПиР РК.

В целом доля электронной коммерции (с учётом маркетплейсов) в общем объёме розничной торговли в 2023-м достигла рекордных 12,7%, отмечает Ranking.kz.

При этом 72,4% всего оборота электронной коммерции пришлось на маркетплейсы и только 27,6% объёма — на реализацию через собственные интернет-ресурсы предприятий. Таким образом, именно маркетплейсы формируют основной рынок электронной коммерции в Казахстане.

Команда Ranking.kz решила изучить, сколько налогов выплачивают в бюджет маркетплейсы, осуществляющие деятельность в РК. В анализе были учтены наиболее популярные маркетплейсы, а также наличие данных в открытом доступе. В итоге были рассмотрены 14 маркетплейсов.

Абсолютным лидером по налоговым отчислениям стал Kaspi.kz (Kaspi Магазин, Kaspi Travel, Kolesa): в прошлом году компания направила в бюджет страны в общей сложности более 102,7 млрд тг налогов от деятельности своих маркетплейсов. Кроме того, из года в год сумма растёт заметными темпами, демонстрируя динамику развития площадки. Так, за последние четыре года среднегодовой темп роста (CAGR) налоговых отчислений от маркетплейсов Kaspi.kz в бюджет составил 81%.

В топ-5 по налогам также вошли — Wildberries.ru от ТОО «ИМВБКЗ» (за 2023 год площадка перечислила в бюджет 13,5 млрд тг налогов), Ozon.kz от «ОЗОН Маркетплейс Казахстан» (5,2 млрд тг) и Olx.kz от «ОЭлИкс Групп» (почти 3 млрд тг). На пятом месте оказался Halykmarket.kz: около 996 млн тг.

Стоит отметить, что китайские маркетплейсы активно торгуют, но налоги в Казахстане не платят.

Наиболее популярными группами товаров, реализованных на маркетплейсах, в 2023 году стали:

  • телефоны и гаджеты — 486,2 млрд тг;
  • бытовая техника — 205 млрд тг;
  • компьютеры, ноутбуки, программное обеспечение, компьютерные товары — 178,4 млрд тг;
  • автотовары — 140,5 млрд тг;
  • товары для строительства и ремонта — 85,7 млрд тг.

В топ-10 популярных также вошли следующие категории: мебель, продукты питания, товары для дома и дачи, товары для красоты и здоровья, одежда, обувь и спортивные товары.

Среди услуг, получаемых через маркетплейсы, самые популярные:

  • покупка билетов и бронирование мест на транспорт — 495,8 млрд тг;
  • услуги по перевозке пассажиров — 488,1 млрд тг;
  • услуги в области рекламы — 53,5 млрд тг;
  • услуги по доставке пищи на заказ — 43,6 млрд тг.

Фото: itprofit.dev