27.07.2022
1-2 октября в Алматы состоится 11-й центрально-азиатский фестиваль коммуникаций Red Jolbors. Последние два года мероприятие проходило онлайн, а в 2022 году возвращается в офлайн-формат. Сегодня гость Tribune — сооснователь Red Jolbors Сабина Рейнгольд. Она подробно рассказала о формате и программе фестиваля, географии спикеров и жюри. А также о том, без чьей помощи не состоялся бы фестиваль, кто из известных маркетологов стал соорганизатором Red Jolbors, какие люди ее вдохновляют и почему прошлогоднее решение не проводить больше фестиваль все-таки пересмотрели.
— Расскажите об истории фестиваля, его миссии и особенностях.
— Red Jolbors впервые был проведен в 2012 году в Бишкеке и это был единственный год, когда фестиваль был организован только для участников из Кыргызстана. В 2013 году мы расширили географию, основав центрально-азиатский фестиваль. Получается, что в этом году именно в центрально-азиатском формате Red Jolbors будет юбилейным – ему 10 лет. Первые 6 лет местом проведения был Бишкек, куда в дни фестиваля съезжались рекламисты и маркетологи из Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана. В 2018 году мы успешно перевезли его в Алматы, где проводим по сей день. Также среди участников стали появляться агентства из Азербайджана и Армении. Фестиваль рос и развивался. Если говорить о миссии, то она звучит так: создать сообщество специалистов сферы коммуникаций, чтобы развивать рекламный рынок региона и служить источником вдохновения для специалистов сферы.
— В прошлом году, завершая фестиваль, организаторы заявили, что решили больше не проводить Red Jolbors. И вот мы узнаем, что осенью мероприятие все-таки состоится. Что повлияло на ваше решение вернуться?
— Мысль о том, почему мы решили снова сделать фестиваль, хорошо доносит идея нашей рекламной кампании – “Продолжай создавать, несмотря ни на что”. Мы ее уже запустили, и в ролике-манифесте показали представителей разных профессий, которые также олицетворяют эту мысль.
История создания и развития нашего фестиваля нестандартная и лично для меня вдохновляющая. Как правило, такие мероприятия организуют команды, которые занимаются фестивалем и другими около фестивальными активностями на постоянной основе. Наша команда – это группа инициативных лиц, которые организуют фестиваль в свободное от основных дел время. При этом за эти годы нам удалось создать одно из крупнейших и самых ожидаемых событий для профессионального сообщества всего региона.
Но такой формат организации имеет и обратную сторону: посвящать ему только свободное время, которого с каждым годом становится все меньше, сложно. К тому же последние несколько лет представители команды живут в разных странах, что усложняет задачу по организации. Поэтому разговоры о том, что, возможно, пора прекратить его историю, велись последние пару лет. Но каждый раз мы вспоминаем, зачем делаем Red Jolbors и что нами движет: огромное желание помогать создавать сильное профессиональное сообщество, которое строит и развивает сильную креативную индустрию.
Неслучайно ребята из агентства Lokals, которые занимались разработкой идеи кампании, предложили именно такой концепт. Как они его описывали в презентации: «сначала многие смеялись, когда Сабина хотела сделать рекламный фестиваль, потом не понимали, зачем команда ежегодно в него вкладывается и продолжает организовывать, в ковидный период предлагали закрыть его. Но, несмотря на все сложности, команда Red Jolbors из года в год продолжала делать фестиваль». Я не просто верю в то, что мы помогаем развивать рынок. Я это знаю наверняка из историй его представителей из числа наших участников. Кто-то открыл свое агентство, стал выигрывать международные награды, входить в жюри международных фестивалей, работать с клиентами разных стран. Некоторые агентства/студии познакомились друг с другом и стали создавать совместные проекты и так далее.
С момента пандемии мир переживает не самые простые времена, и мы хотим вдохновить представителей нашего рынка продолжать создавать сильные бренды, полезные и ценные проекты, классные кампании, помогая менять в лучшую сторону среду, в которой мы живем.
— Где пройдет Red Jolbors?
— 1-2 октября мы, наконец, встретимся все вместе в офлайне в Алматы.
— Главная тема Red Jolbors в этом году, его формат? Будут ли проводиться лекции, воркшопы в рамках Red Jolbors Education?
— Формат фестиваля остается прежним: два дня образовательной программы с лекциями от наших спикеров, конкурс лучших коммуникационных и рекламных решений с церемонией награждения. В этом году мы также запустим 5-недельный образовательный курс по бренд-стратегии, так как стратегия на рынке – одно из слабых звеньев и важно развивать эту экспертизу.
Помимо лекций о лучшей рекламе, создании классных эффективных кампаний, брендинге, мы будем также говорить о важности осмысленного и осознанного подхода в маркетинге, о проектах по устойчивому развитию и их важности для бизнеса, о росте бизнеса, о показателях эффективности и важности исследований. Программа насыщенная и интересная.
Сделаем панельную дискуссию совместно с нашим генеральным партнером Jusan Bank о ESG-проектах. Еще раздумываем над дискуссией или лекцией о построении здоровых партнерских взаимоотношений между клиентами и агентствами, так как это одна из основ для создания эффективных проектов и кампаний. Пока изучаем, сможем ли встроить ее в программу. Относительно спикеров – мы еще в процессе сбора всего состава и в августе планируем рассказать про программу детальнее.
— Будет ли в этом году проходить конкурс креативных работ? Если да, то можно о нем поподробнее.
— Да! Конкурс – одна из основных частей фестиваля, которая помогает получить обратную связь от независимого жюри, понять, в чем сильные стороны кейса, а что необходимо улучшать. Прием работ стартовал 25 июля, дедлайн – 31 августа. Далее, в сентябре жюри формирует шорт-лист и уже из шорт-листа – победителей в канун дней проведения Red Jolbors. В этом году мы обновили номинации в категориях – они уже доступны на сайте. Состав жюри финализируем и планируем в ближайшее время объявить.
— Кто основные спикеры и гости этого года, партнеры фестиваля?
— В этом году у нас собирается интересный состав партнеров – компании, которые также стремятся сделать рынок сильнее и это потрясающе, когда в команде — а я считаю партнеров частью нашей команды – появляются единомышленники, у которых схожие цели. Генеральным партнером выступает Jusan Bank, и мы в программе планируем совместную панельную дискуссию. Рекламную кампанию нам помогали создавать Lokals и Abstract, digital и SMM-продвижение — студии Peklo и Head. К сожалению, не могу сейчас назвать всех партнеров, поскольку мы еще в процессе обсуждения деталей сотрудничества, и рассказать о некоторых компаниях я смогу только после подписания официальных бумаг. Но уже скоро вы услышите их названия.
— Какие новшества будут в этом году?
— Забавно будет звучать, но, учитывая контекст последних лет с ковидными ограничениями, в этом году новшеством станет возврат фестиваля в офлайн. Мы очень надеемся, что запрета на проведение мероприятий в октябре не будет, хотя после пандемии уже ни в чем нельзя быть уверенным. Также наш образовательный курс по стратегии – новшество. 5 недель лекций и практических занятий, офлайн-защита финальных проектов в канун фестиваля – уверена, что курс будет полезен как для маркетологов, так и для представителей агентств. Под этот проект мы собрали отдельный лендинг, и с деталями можно ознакомиться здесь.
— Традиционно в рамках Red Jolbors принимают участие гости и спикеры из России и Украины. В этом году кого-то из них позовете?
— География спикеров и жюри нашего фестиваля шире: у нас были представители также из Нидерландов, Бельгии, Англии, Азербайджана. В этом году в составе будут также представители из разных стран. Мы сейчас на этапе обсуждений с теми, кого хотим привезти, поэтому объявить тех, кто у нас будет, сможем чуть позже.
— Сколько человек входит в команду фестиваля? Кто в нее входит? Как вам удается каждый год проводить одно из крупнейших рекламных мероприятий в Центральной Азии?
— В этом году я особенно рада тому, какая у нас собралась команда. Во-первых, удалось собрать практически всех, кто был с фестивалем изначально. В команде по-прежнему я, Даша Суходолова, Фара Кучкаров, Яна Дремина и Таля Андреева из ивент-агентства Sun People, Ася Тыныстанова, Наташа Штейнбренер, Лена Черникова, Арина Апарина. Во-вторых, мы усилили команду. Одним из соорганизатором в этом году стал Антон Ким – директор по маркетингу Forte. И мы сейчас вместе решаем разные задачи, а ощущение такое, будто Антон был изначально частью команды. Также к нам присоединились ребята из кыргызстанской студии Head, которые помогают с SMM. С нами в этом году снова Рома Леонов – он был частью команды в первые годы Red Jolbors в Бишкеке. Сейчас у него digital-студия Peklo и они также помогают нам. С нами в этом году еще Екатерина Светачева – раньше они работали вместе с Дашей, и Катя периодически помогала нам по разным вопросам и ранее. Дина Маслова последние лет пять не входит в состав организаторов, но именно с ней я начинала историю Red Jolbors и в первый год нам удалось убедить присоединиться тех, без кого сейчас я просто не представляю Jolbors. Я бесконечно горжусь нашей командой и восхищаюсь каждым, с кем из года в год мы делаем фестиваль. Спасибо вам, вы лучшие!
Что касается вопроса о том, как нам удается проводить крупнейшее мероприятие, единственное, что приходит в голову – это то, что мы действительно очень любим Jolbors и верим в его ценность для рынка. Иначе как объяснить, что мы так вкладываемся в него, занимаемся фестивалем вечерами, ночами, на выходных?
— Какая часть подготовки или самого фестиваля ваша самая любимая?
— Буквально сегодня поймала себя на мысли, что я так сильно люблю фестиваль, что мне нравится любая задача, которую нужно решить, чтобы он состоялся. Я, например, не очень люблю «бумажную работу» — проверку договоров, но в рамках фестиваля даже ее делаю с удовольствием. Но если нужно выбрать какую-то одну часть, то я, пожалуй, остановлюсь на взаимодействии с партнерами, жюри и спикерами. Очень вдохновляет, когда я вижу, что есть компании, СМИ и люди, с которыми вы на одной волне, у вас схожие цели, и вы вместе создаете ценный и нужный для рынка проект. Ну, и, конечно, я обожаю дни самого фестиваля, когда на Red Jolbors собираются такие потрясающие люди, профессионалы, которые «горят» своим делом и продолжают творить и создавать. За 2 года онлайна очень соскучилась по всем.
— Если позволите, личный вопрос: что вас вдохновляет в работе и в жизни?
— Это прозвучит тривиально, но меня вдохновляют проекты и идеи, которые я реализую. Я получаю сумасшедшее удовольствие от Red Jolbors. Уровень энергии во мне в период его организации зашкаливает. В этом году у меня и моей подруги зародилась идея нового мероприятия для творческих и креативных людей, которое мы хотим проводить в разных странах мира и мысль о нем настолько меня вдохновляет и заряжает, что иногда я не могу умерить свой пыл и уснуть, размышляя над тем, как, где и с кем его сделать. А еще меня вдохновляют люди, которые так же «горят» своим делом, продолжают создавать классные и полезные проекты, вдохновляя других своими историями и действиями. Хочу, чтобы в моем окружении было как можно больше таких людей.
Саида Сулеева