Мария Мун: банковский маркетинг уже не скучен

2749

05.08.2021

Сегодня гость Tribuneуправляющий директор блока «Маркетинг и клиентский опыт» в Альфа-Банк Казахстан Мария Мун. В интервью Мария подробно рассказала о новых акциях Альфа-Банка, как пришла идея пригласить Иманбека, какой сейчас маркетинг в банке и о многом другом.

— Мария, на прошлой неделе Альфа-Банк запустил рекламную акцию с Иманбеком. Кто стал автором идеи сделать обладателя «Грэмми» амбассадором банка и сразу ли руководство согласилось на эту идею?

— Идея пришла мне. Обсудила ее со своей командой маркетологов, они подхватили. Что касается руководства банка, то оно поддержало идею сразу, включая Совет Директоров.

— Идея сделать Иманбека амбассадором банка пришла сразу после «Грэмми»?

— На самом деле мы обсуждали варианты сотрудничества еще до этой награды. Всем было понятно, что Иманбек очень талантливый и классный. И когда пришла новость о том, что Иманбек получил эту премию, тут уже ни у кого не осталось вопросов.

— В связи с тем, что он получил самую престижную музыкальную премию мира, не увеличилась ли сумма контракта?

— Финальная договоренность у нас произошла после «Грэмми».

— Иманбек сразу согласился на ваше предложение?

— Мы довольно быстро договорились о финальных условиях — это особенно лестно, так как знаю, что многие приходили с различными интересными предложениями и получали отказ.

— Как долго продлится сотрудничество с Иманбеком?

— Не могу огласить финальные сроки, но мы нацелены на долгосрочное сотрудничество.

— Вы сказали, что кампания со слоганом «для влюбленных в жизнь» будет рассчитана на несколько лет. Кто, помимо Иманбека, примет в ней участие?

— Я думаю, что совсем скоро вы все узнаете. У нас в августе запустится большой творческий проект, в рамках которого несколько талантливых казахстанских команд представят свои работы на тему раскрытия чувств, их понимания, а также о том, как жить, творить и любить. Буквально через несколько недель вы узнаете еще несколько имен, которые также являются представителями той творческой молодежи, которую поддерживает Альфа-Банк.

— Все привыкли, что старт маркетинговых активностей – осень. Удивительно, что вы презентовали акцию 26 июля. С чем связана такая спешка?

— Все верно. Мы разбили много стереотипов, включая серьезность банковского маркетинга. В нашей новой кампании много творчества и креатива.

Мы специально запустили рекламную кампанию 26 июля. Дата не круглая и не первое число месяца. Мы верим в то, что вдохновляться и наслаждаться жизнью можно каждый день. И даже в серьезной банковской работе можно получать удовольствие от процессов, людей, идей – важно не откладывать жизнь на потом.

Но есть, конечно, и функциональное объяснение. Карантин стер понятие сезонности, вся наша жизнь сместилась: работа переехала в дом, мы больше не наблюдаем сезона летних отпусков.

— Мария, знаю, что буквально за несколько дней до кампании с Иманбеком, у вас стартовала еще одна. Могли бы рассказать о ней?

— С 15 июля Альфа-Банк запустил маркетинговую кампанию «Наши клиенты – наша лучшая реклама», которая направлена на поддержку сегмента МСБ.

Эту акцию мы начали планировать весной, в марте было первое обсуждение. Тогда я встретилась с Дамиром Какиевым, управляющим директором по развитию блока «Массовый бизнес». Мы вместе думали, как на фоне тяжелых условий карантина помочь МСБ. И в ходе обсуждении пришли к решению запустить данную рекламную кампанию.

Да, две кампании у нас вышли почти одновременно, но это разные сегменты. Если Иманбек продвигает два наших ключевых продукта розничного бизнеса, то кампания «Наши клиенты – наша лучшая реклама» направлена на клиентов малого и среднего бизнеса. Две активности никак друг другу не противоречат.

— Можете рассказать, каким образом формируется рекламный бюджет на поддержку клиентов Альфа-Банка в рамках кампании «Наши клиенты – наша лучшая реклама»?

— К сожалению, цифры озвучить не могу, поскольку это коммерческие условия, в том числе с нашими поставщиками рекламы. У каждого клиента свои задачи, зависящие от сферы деятельности и географии. Поэтому мы отталкиваемся не столько от размера бюджета, сколько от необходимости сделать рекламную кампанию клиента максимально эффективной.

Альфа-Банк обслуживает более 100 тысяч клиентов-предпринимателей. В этом году данной рекламной кампанией мы решили поддержать 1000 наших клиентов-бизнесменов. За две недели со старта акции было подано более 370 заявок. Мы рады, что рекламная кампания получила такой положительный отклик у наших клиентов.

На сегодня мы уже выпустили два ролика — про швейную фабрику и барбершоп. В роликах снимаются не актеры, а действительно сами владельцы бизнесов, то есть наши клиенты. Еще несколько рекламных роликов сейчас уже в работе.

— Я смотрю, у вас активности одна за другой идут и, соответственно, большая нагрузка на маркетологов. Сколько человек у вас в команде?

— Наша команда занимается не только коммуникационным маркетингом, пиаром, но также дизайном, сервисом и клиентским опытом. Очень многие задачи по креативу мы делаем сами. Можно сказать, что у нас расширенная команда in-house.

— Вы подчеркнули, какая у вас хорошая команда и что вы ее штучно подбирали.

— Так и есть. Мне кажется, очень важно, чтобы люди не просто любили бренд или профессию, но и комфортно себя чувствовали в команде, где работают. Большую часть своего времени мы проводим на работе. Важно, чтобы в команде было доверие, так как это дает скорость. Как только появляется недоверие, возникают недопонимания, переспрашивания, переделки, а это неэффективно и затратно по времени. Поэтому мне важно, чтобы члены команды были близки по духу и понимали друг друга с полуслова.

— Как давно вы работаете в Альфе?

— С октября 2019 года.

— Почему вы решили работать в банке, ведь банковский маркетинг считается традиционно скучным?

— Соглашусь. Было такое мнение, в том числе и у меня. Возможно 10-15 лет назад оно было оправдано, потому что банки работали по другим стандартам, с меньшим ориентиром на удовлетворённость клиента и на создание новых инновационных продуктов. Было больше фокуса на надежность и качество процессов. Возможно, в связи с этим у маркетологов банка было меньше возможности придумывать какие-либо креативные идеи. Но сейчас благодаря цифровизации мир очень быстро меняется и банковские продукты в том числе.

Банки становятся более клиентоцентричными, что требует другого подхода в маркетинге. Почему я пришла в Альфа-Банк? Помимо цели сделать больший фокус на клиента, есть и задача по-другому выстроить сервис и коммуникацию. Еще один челлендж, который стоял передо мной, — развить компетенции онлайн-маркетинга. Сейчас нам удается эффективно масштабировать данное направление. Это то, что недоступно маркетологам в других сферах.  Тот же самый FMCG, где каналы дистрибуции по-прежнему в большей степени представлены в офлайн, не нуждается в последних инструментах онлайн-маркетинга в таком масштабе.

— Где вы раньше учились, работали?

— Я окончила бакалавриат и магистратуру КИМЭПа по специальности «Менеджмент и маркетинг». КИМЭП люблю за то, что он дал отличную базу. Около 9 лет проработала в компании Procter&Gamble, занималась маркетингом в разных направлениях и на разных позициях, работала в женевском офисе, отвечала за российский рынок. Пару лет проработала в компании RG Brands — это знаменитый казахстанский производитель с хорошим портфелем брендов.

— Как вам удается столько лет быть в тренде?

— Мы с командой постоянно участвуем в различного рода семинарах, сессиях локального масштаба, часто принимаем участие в мероприятиях российского и международного рынков. Сейчас много знаний, к которым есть доступ. Важно поставить себе это в приоритет и читать, изучать, принимать участие в конференциях.

Я посещаю два-три мероприятия каждый месяц. Удобно, что они проходят онлайн. Тот же Gartner проводит семинары онлайн, а также Гарвардская школа бизнеса, Columbia Business School. Причем это бесплатные семинары, надо о них знать, подписываться и участвовать.

— Центральный офис Альфы проводит что-то подобное?

— Да, наши коллеги из холдинга проводят различные мероприятия: делятся опытом, рассказывают про системы, что сработало, что нет, разбираем, какие кейсы работают в России, Украине, Беларуси и в Казахстане. У нас очень хороший нетворкинг и большая поддержка от холдинга. Наши сотрудники постоянно посещают Москву с целью обмена опытом, буквально недавно нашим дизайнерам удалось поехать в Сочи на Design Camp. Я бы сказала, что у нас более партнерский подход, постоянный взаимообмен. Сейчас мы планируем провести в Алматы Design Camp. Безусловно, тот факт, что мы находимся в крупном холдинге, большой плюс.

— Я заметила, что вы активно ведете свою страничку в Instagram и часто делитесь опытом. Нет ли желания помимо работы преподавать?

— Когда начала писать, то делала это в первую очередь для себя. Есть такой принцип «когда ты обучаешь кого-то, пользу получает не только ученик, но и учитель». Для меня писать – способ систематизировать знания. Я вижу, что это находит отклик и это здорово. Но пока у меня нет ресурса заниматься отдельно преподаванием. Может, когда-нибудь я к этому приду.

Саида Сулеева

фото из личного архива Марии Мун